Социальное управление привлекательностью региона: принципы, методы, этапы осуществления
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-43-59
Аннотация
Актуальность. Для успешного регионального развития даже в условиях существенных
ограничений, масштабных кризисных процессов важно максимально использовать внутренние ресурсы территории, не отказываясь и от пополнения извне. В связи с этим особую актуальность приобретает
вопрос увеличения привлекательности региона.
Цель – предложить вариант проектирования социальных технологий увеличения привлекательности региона (на примере Сахалинской области).
Задачи: уточнить понятие привлекательности региона; обобщить опыт изучения региональной
привлекательности; сформулировать рекомендации по управлению привлекательностью (на примере
Сахалинской области).
Методология. Основой исследования стала теория социальной структурации Э. Гидденса.
Результаты: сформулировано уточненное понятие о региональной привлекательности и
управлении ею; выявлены основные этапы разработки комплекса мер для повышения привлекательности региона; сформулированы рекомендации по повышению привлекательности Сахалинской области.
Выводы. Привлекательность региона – сложное понятие, обычно его анализ ведется по видам (для
инвесторов, предпринимателей, туристов, мигрантов). В то же время можно говорить о комплексной (интегральной) привлекательности и соответственно подходить к возможностям управлять этим явлением. Основой для разработки соответствующих рекомендаций могут быть идеи, связанные с теорией структурации. Социальное пространство, частью которого является регион, может быть представлено как сочетание элементов: поля, места-позиции (с ресурсами), публичных арен (с нормам и правилами), акторов (с интересами, паттернами). Проектирование политики повышения
привлекательности региона может осуществляться поэтапно: диагностика ситуации (выявление
основных категорий дефицитных акторов); выявление внутренних резервов; определение необходимого количества акторов дефицитных категорий; выявление интересов, паттернов целевых акторов; подбор мер повышения привлекательности региона. Для Сахалинской области наиболее важным представляется упор не столько на привлечение населения извне, сколько удержание собственных жителей. Необходимо с помощью современных социальных технологий (например, «социальных мастерских») выявить минимально необходимое количество акторов с компетенциями коммуникаторов, «социализаторов», способных способствовать росту привлекательности региона. Требуются также меры по созданию и развитию публичных арен с нужным функционалом, коррекция норм-правил.
Об авторах
С. И. ГолубченкоРоссия
Голубченко Станислава Игоревна, аспирант кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества
проспект Вернадского 82, г. Москва 119571
AuthorID: 772879
И. В. Голубченко
Россия
Голубченко Игорь Вячеславович, кандидат географических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества, доцент
проспект Вернадского 82, г. Москва 119571
ResearcherID: J-8323-2015
AuthorID: 299939
Список литературы
1. Кузнецова О. В. Региональная политика России: дискуссионные вопросы современного этапа развития // Региональные исследования. 2016. № 4. С. 10–16.
2. Иванов О. И. Социальное пространство как объект научного изучения и управляемой трансформации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 2. С. 49–64.
3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 528 с.
4. Хилгартнер С., Боск Ч. Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 73–94.
5. Рубан В. А. Управление привлекательностью региона на основе стратегического партнерства. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. 252 с.
6. Кузнецова О. В. Сравнительная привлекательность российских регионов для отечественных и иностранных инвесторов // Регионалистика. 2018. № 3. С. 13–26.
7. Инвестиционный стандарт. URL: https://asi.ru/government_officials/rating/investment/ (дата обращения: 30.03.2022).
8. К совещанию о разработке и реализации дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в России. URL: http://government.ru/info/2363/ (дата обращения: 31.03.2022).
9. Национальный инвестиционный рейтинг. URL: https://asi.ru/government_officials/rating/ (дата обращения: 30.03.2022).
10. Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. URL: https://asi.ru/government_officials/rating/models/ (дата обращения: 30.03.2022).
11. Doing Business Legacy. URL: https://www.worldbank.org/en/programs/business-enablingenvironment/doing-business-legacy (дата обращения: 29.03.2022).
12. Рейтинг инвестиционной привлекательности. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2020#graph (дата обращения: 31.03.2022).
13. Нагаева О. С., Поподько Г. И., Улина С. Л. Управление инвестиционной привлекательностью в целях обеспечения ресурсно-инновационного развития региона. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. 172 с.
14. Фролова Е. В., Кабанова Е. Е. Развитие туристической привлекательности российских территорий: современные тенденции и управленческие практики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 1 (43). С. 153–169.
15. Косякова И. В., Гагаринская Г. П. Миграционная привлекательность региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 12 (115). С. 33–37.
16. Земцов С. П., Кидяева В. М. Факторы привлекательности регионов России для мигрантов с высшим образованием // Региональные исследования. 2020. № 1 (67). С. 39–52.
17. Гильманова Г. Х. Миграционная привлекательность региона: понятие, факторы, показатели // Colloquium-Journal. 2019. № 8-6 (32). С. 34–37.
18. Гречухин В. А. Мышкин. Малый город в большом туризме: состояние, проблемы, продвижение, перспективы. М.: Книжный мир, 2017. 219 с.
19. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года: постановление Правительства Сахалинской области № 618 от 24.12.2019 г.: [с изменениями на 24.06.2021 г.]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561676850 (дата обращения: 31.03.2022).
20. О государственной поддержке социально-экономического развития Сахалинской области: постановление Совта Федерации Федерального собрания РФ от 11.03.2020 г. № 91-СФ. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/114732/ (дата обращения: 31.03.2022).
21. Об утверждении Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы»: постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 793: [с изменениями от 10 декабря 2021 г.]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420292724 (дата обращения: 30.03.2022).
22. Пленарное заседание Восточного экономического форума. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66586 (дата обращения: 02.04.2022).
23. Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2030 г. URL: http://kurskduma.ru/zd6/2020/100zko.pdf (дата обращения: 31.03.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Голубченко С.И., Голубченко И.В. Социальное управление привлекательностью региона: принципы, методы, этапы осуществления. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(3):43-59. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-43-59
For citation:
Golubchenko S.I., Golubchenko I.V. Social Management of the Attractiveness of the Region: Principles, Methods, Stages of Implementation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(3):43-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-43-59