Военные массмедиа в условиях информационной войны
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-206-218
Аннотация
Актуальность. Информационная сфера в современном мире превратилась в основной системообразующий фактор всех сфер общественной жизни. В последние годы средства массовой информации подверглись значительной трансформации. Изменение роли и места России в мире обострило противоборство за получение доминирующей роли в информационном пространстве современности, в которой наша страна стала основным объектом информационных войн. В связи с этим существенно возрастает роль военных массмедиа, которые обеспечивают информационную безопасность России, формируют положительный имидж российской армии и укрепляют ее авторитет.
Цель – на основе научного анализа определить роль и место военных массмедиа в условиях нарастающего информационного противостояния заинтересованных сторон.
Задачи: концептуально обосновать использование социокультурной методологии при изучении характера и последствий информационных войн и конфликтов и наметить основные направления совершенствования российских военных массмедиа.
Методология. Социокультурная методология определяется в качестве исходной теоретической матрицы в объяснении роли военных массмедиа в информационных войнах, которые порождены конфликтами в результате институциональных, социально-политических, социально-экономических и социокультурных и технологических изменений.
Результаты. Основные результаты исследования определяются следующим образом: охарактеризован понятийный аппарат, позволяющий раскрыть роль и место военных СМИ в информационном пространстве социальных коммуникаций; представлены актуальная структура российских военных массмедиа, их задачи и функции и намечены основные пути их совершенствования в трансформационной динамике информационного пространства.
Выводы. Военные массмедиа представляют собой достаточно эффективный инструмент информационного обеспечения безопасности России. Поддержание позитивного имиджа армии и флота в интересах обеспечения безопасности России является одним из приоритетных направлений деятельности всех уровней гражданского и военного управления.
Об авторе
А. П. АбрамовРоссия
Абрамов Александр Петрович - доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии,
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Завьялова Л. В. Антропологические и социокультурные детерминанты войны: проблемы дефиниций и типологий // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2014. № 11. С. 242–246.
2. Розин В. М. Война как форма социальной жизни // Vox. Философский журнал. 2015. № 18. С. 17–32.
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.
4. Волочкова М. Культурная война и ее участники // Суть времени. 2012. № 1. С. 7.
5. Абрамов А. П. Социокультурная природа современных войн // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке: сборник материалов XIV Международной научной конференции «Сорокинские чтения – 2020». М.: МАКС Пресс, 2020. С. 190–193.
6. Абрамов А. П. Макроуровень профессиональной социализации будущих офицеров и его воспроизводство в отношениях армии, военного образования и общества // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 4 (55). С. 81–90.
7. Абрамов А. П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности в условиях военного образования: монография / Курский государственный технический университет. Курск, 2010. 186 с.
8. Леушкин Р. В. Информационное противостояние в контексте информатизации и виртуализации общества: социально-коммуникативный подход // Социодинамика. 2018. № 12. С. 122–134.
9. Cламбекова М., Ишанова А. Информация как инструмент информационных войн // International Independent Scientific Journal. 2021. № 34-2. С. 45–46.
10. Макаров А. Д., Шангутов А. О. Информационные войны. Перспективы, реалии, тенденции // Информационные войны. 2021. № 3 (59). С. 2–3.
11. Власенко М. С., Карьянов М. В. Информационная война: искажения реальности. М.: ИД «Канцлер», 2011. 196 с.
12. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612060002 (дата обращения: 12.01.2022).
13. Попов И. М. Война будущего: взгляд из-за океана. М.: Издательский дом «АСТ-Астрель», 2004. 444 с.
14. Libicki М. What Is Information Warfare? Washington: National Defense University Press, 1995.
15. Гриняев С. Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива. URL: http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/war (дата обращения: 15.01.2022).
16. Пономарев П. А., Паскарелов С. И. Влияние информационных войн на общество // Аллея науки. 2019. № 1 (28). С. 298–301.
17. Анисимов Н. А. К вопросу о генезисе и перспективах завершения информационной войны нашего времени: публицистический аспект // Культура в фокусе научных парадигм. 2021. № 12- 13. С. 319–325.
18. Пичугин В. Г., Годунова Л. А. Концепция информационной войны будущего // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 3–15.
19. Никитина И. Н. Эвфемия в зарубежной и отечественной лингвистике: история вопроса и перспектива исследования // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2009. № 1. С. 49–64.
20. Бурас М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности // Наука и жизнь. 2011. № 8. С. 11–17.
21. Москвин В. П. Эвфемизмы: системные связи, функции и способы образования // Вопросы языкознания. 2001. № 3. С. 58–69.
22. Шалимов Ф. В., Дубова М. Е. Эвфемизация военно-политических статей в американской прессе (на материале текстов «Нью-Йорк таймс» о конфликтах с участием вооружённых сил США) // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-13 (78). С. 276–279.
23. Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации. URL: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=9581@egOrganization (дата обращения: 12.01.2022).
24. Оперативность и достоверность: Шойгу рассказал о месте Департамента информации в эпохе возрождения армии. URL: https://tvzvezda.ru/news/20221991-IhLlz.html (дата обращения: 12.01.2022).
25. Журналы ВС стран мира. URL: http://factmil.com/load/zhurnaly/13 (дата обращения: 12.01.2022).
26. Военная пресса США. URL: http://zvo.su/voennye-problemy/voennaya-pressa-ssha.html (дата обращения: 13.01.2022).
27. Чжунго цзюньван. URL: https://inosmi.ru/81_cn/ (дата обращения: 13.01.2022).
28. Идейно-политическое воспитание военнослужащих. URL: http://factmil.com/publ/strana/kitaj/idejno_politicheskoe_vospitanie_voennosluzhashhikh_noak_2014/59-1-0-447 (дата обращения: 13.01.2022).
29. Бренд «Армия России». URL: https://armiyarossii.ru/ (дата обращения: 13.01.2022).
30. Служба в армии и престиж профессии военного. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-ipravo/14199 (дата обращения: 15.01. 2022).
31. Положение дел в армии. Срочная служба. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14545 (дата обращения: 12.01. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Абрамов А.П. Военные массмедиа в условиях информационной войны. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(2):206-218. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-206-218
For citation:
Abramov A.P. Military Massmedia in the Context of the Information War. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(2):206-218. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-206-218