Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Эволюция и перспективы развития управленческого учета в условиях цифровой экономики и цифровой трансформации бизнеса

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-276-288

Аннотация

Актуальность. Современные информационные технологии благодаря своим таким ключевым характеристикам, как простота, скорость, масштаб, становятся основой для инноваций в стратегиях управления и управленческого учета, являющихся ключевыми историями успеха. Лица, которые ответственны за процесс принятия решений, должны создавать базу для развития цифровой экономики сегодня для того, чтобы обеспечить экономический рост страны, а также повысить уровень жизни населения.

Цель. Основной целью настоящей статьи является формулирование рекомендаций по трансформации управленческого учета в условиях цифровой экономики.

Задачи. Основными задачами исследования являются: (1) изучение концептуальных подходов к цифровой экономике и Индустрии 4.0; (2) изучение влияния Индустрии 4.0 и цифровой экономики на управленческий учет, включая предложение возможных решений; (3) рассмотрение роли управленческого учета и роли бухгалтера по управленческому учету в цифровой экономике; (4) изучение управления затратами в цифровой экономике и (5) прогноз основных тенденций развития управленческого учета.

Методология. Теоретическую основу исследования составили идеи работы и повседневного взаимодействия обществ, компаний и правительств разных стран. Из поставленных целей были конкретизированы следующие принципы: наемные сотрудники должны обладать определенным уровнем цифровых компетенций; производственные процессы становятся более гибкими и эффективными, что способствует получению высококачественной продукции по низкой цене; для содействия цифровизации требуются поощрение и стимулирование частных инвестиций со стороны государства; необходимо создать среду для межотраслевого и трансграничного сотрудничества, свободную от преступности, и другое.

Результаты. В ходе проведенного анализа были сформулированы рекомендации в сферах улучшения инфраструктуры системы регулирования, развития экосистемы цифровой экономики, внедрения инновационных технологий, а также развития цифровизации в целом.

Выводы. В ходе работы над данной статьей были подобраны ответы на вопросы, представляющие реальный интерес для деловой и академической среды с целью стимулирования принятия новых вызовов, связанных с внедрением инновационных технологий, и открытия новых направлений исследований. Вовлечение различных специалистов, независимо от их географического происхождения, способствует расширению знаний о цифровой экономике, четвертой промышленной волне и эволюционирующих тенденциях управленческого учета. В результате проведенного исследования были также определены направления для дальнейших исследований.

Об авторах

С. А. Чижов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Чижов Сергей Александрович - аспирант кафедры учета, анализа и аудита экономического факультета, 

Ленинские горы 1, стр. 46, г. Москва 119991



А. О. Гостилович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гостилович Александр Олегович - инженер лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета, 

Ленинские горы 1, стр. 46, г. Москва 119991



К. А. Иванов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Иванов Константин Александрович - аспирант кафедры экономики инноваций экономического факультета, 

Ленинские горы 1, стр. 46, г. Москва 119991



Список литературы

1. Tapscott D. Die digitale Revolution: Verheissungen einer vernetzten Welt – die Folgen für Wirtschaft, Management und Gesellschaft. Wiesbaden: Gabler, 1996. 384 p. https://doi.org/10.1007/978-3-322-82739-5.

2. Axelsson B., Van Weele A., Wynstra F. Driving and enabling factors for purchasing involvement in product development // European Journal of Purchasing and Supply Management. 2000. Vol. 6, N 2. P. 129-141. https://doi.org/10.1016/S0969-7012(00)00002-2.

3. Shapiro C., Varian H. R. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy. Boston: Harvard Business School Press, 1999. 352 p.

4. Zerdick A., Schrape K., Artope A., Goldhammer K., Heger D. K., Lange U., Silverstone R. Die Internet-Okonomie: Strategien für die digitale Wirtschaft (European Communication Council Report). Berlin: Springer-Verlag, 2001. 371 p. https://doi.org/10.1007/978-3-642-56418-5.

5. M. Pais B20 Global Business Leaders Announce Their Prioritized Recommendations for Global Economic Recovery and Growth // Cision PR Newswire. 2012. May 29. URL: https://www.prnewswire.com/news-releases/b20-global-business-leaders-announce-their-prioritized-recommendations-for-globaleconomic-recovery-and-growth-155411765.html (дата обращения: 01.12.2021).

6. Bhimani A. Cost management in the digital age // The Routledge Companion to Cost Management. Routledge companions in business, management and accounting / ed. by F. Mitchell, N.rreklit H., M. Jakobsen. London: Routledge, 2012. P. 381-388.

7. Granlund M., Mouritsen J., Vaassen E. On the relations between modern information technology, decision making and management control // International Journal of Accounting Information Systems. 2013. Vol. 14, N 4. P. 275-277. https://doi.org/10.1016/j.accinf.2013.10.001.

8. Granlund M. Extending AIS research to management accounting and control issues: A research note // International Journal of Accounting Information Systems. 2011. Vol. 12, N 1. P. 3-19. https://doi.org/10.1016/j.accinf.2010.11.001.

9. Kallunki J. P., Laitinen E., Silvola H. Impact of enterprise resource planning systems on management control systems and firm performance // International Journal of Accounting Information Systems. 2011. Vol. 12, N 1. P. 20-39. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.accinf.2010.02.001.

10. Granlund M., Malmi T. Moderate impact of ERPS on management accounting: A lag or permanent outcome // Management Accounting Research. 2002. Vol. 13, N 3. P. 200-321. https://doi.org/10.1006/mare.2002.0189.

11. Efkirin A. E. A. Management Accounting in the New Economy // University Bulletin. 2014. Vol. 16, N 2. P. 131–150.

12. Yip G. Global Strategy in the Internet Era // Business Strategy Review. 2000. Vol. 11, N 4. P. 1- 14. https://doi.org/10.1111/1467-8616.00152.

13. Bhimani A. Management Accounting in the Digital Economy. 1st ed. Oxford: Oxford University Press, 2003. 299 p. https://doi.org/10.1093/0199260389.001.0001.

14. Nixon W. A. J. Technology Investment and Management Accounting Practice // British Journal of Management. 1995. Vol. 6, N 4. P. 271–288. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.1995.tb00100.x.

15. Prahalad C. Managing Discontinuities: The Emerging Challenges // Research Technology Management. 1998. Vol. 4, N 3. P. 14-22. https://doi.org/10.1080/08956308.1998.11671205.

16. Maskell B. H. Performance Measurement for World Class Manufacturing: a Model for American Companies. Cambridge: Productivity Press, 1991. P. 419-423.

17. Jenkins M. Change in Management Accounting, Handbook of Management Accounting – CIMA-Publication, 1998.

18. Hansen Don R., Mowen M. M. Cost Management: Accounting and Control. Cincinnati: SouthWestern / Thomson Learning, 2006. 1023 p.

19. Kidane F. Decision Making and the Role of Management Accounting Function – a Review of Empirical Literature // Radix International Journal of Banking, Finance and Accounting. 2012. Vol. 1, N 4. P. 77-97.

20. Nixon W. A. J., Laitinen E., Wingren T. Implication of the ‘New Economy’ for Control Systems. 3rd Conference on New Directions in Management Accounting: Innovations in Practice and Research. Brussels, Belgium, 2002. P. 21-57.

21. Sheth J. N., Sharma A. Supplier Relationships – Emerging Issues and Challenges // Industrial Marketing Management. 1997. Vol. 26, N 2. P. 91-100. https://doi.org/10.1016/S0019-8501(96)00153-8.

22. Tomkins C. Interdependencies, trust and information in relationships, alliances and networks // Accounting, Organizations and Society. 2001. Vol. 26, N 2. P. 161-191. https://doi.org/10.1016/S0361-3682(00)00018-0.

23. Target Costing and Its Impact on Business Strategy: Computer Program for Cost Accounting and Administration / C. Anghelache, S. Căpușneanu, D. I. Topor, A. Marin-Pantelescu // Network Security and Its Impact on Business Strategy / ed. by Oncioiu I. Hershey, PA: IGI Global, 2019. P. 20-43. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-8455-1.ch002.

24. Gadde L. E., Snehota I. Making the Most of Supplier Relationships // Industrial Marketing Management. 2000. Vol. 29, N 4. P. 305-316. https://doi.org/10.1016/S0019-8501(00)00109-7.

25. Cokins G. The Top Seven Trends in Management Accounting // The EDP Audit, Control, and Security Newsletter. 2016. Vol. 53, N 4. P. 1-7.

26. Türkeş M. C., Oncioiu I., Aslam H. D., Marin-Pantelescu A., Topor D. I., Căpuşneanu S. Drivers and Barriers in Using Industry 4.0: A Perspective of SMEs in Romania // Processes. 2019. Vol. 7, N 3. P. 152-155. https://doi.org/10.3390/pr7030153.

27. Arthur W. B. Increasing Returns and the New World of Business // Harvard Business Review. 1996. Vol. 74, N 4. P. 100-109.

28. Oncioiu I., Căpuşneanu S., Türkeș M., Topor D., Constantin D. M., Marin-Pantelescu A., Ștefan H. M. The Sustainability of Romanian SME’s and their Involvement in Circular Economy // Sustainability. 2018. Vol. 10, N 8. P. 273-281. https://doi.org/10.3390u10082761.

29. Cokins G., Căpuşneanu S., Briciu S. Accounting’s shift to decision-based costing // Theoretical and Applied Economics. 2012. Vol. 11. P. 31-44.


Рецензия

Для цитирования:


Чижов С.А., Гостилович А.О., Иванов К.А. Эволюция и перспективы развития управленческого учета в условиях цифровой экономики и цифровой трансформации бизнеса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(2):276-288. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-276-288

For citation:


Chizhov S.A., Gostilovich A.O., Ivanov K.A. Evolution and Development Prospects of Management Accounting in the Digital Economy and Digital Business Transformation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(2):276-288. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-276-288

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)