Высшая школа России: новый этап реформирования
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-203-214
Аннотация
Актуальность. Образование как сфера жизнедеятельности общества является источником накопления человеческого интеллектуального капитала. Результатом перехода российских вузов на Болонскую систему стало снижение качества высшего образования и несоответствие структуры подготовки обучающихся запросам рынка труда специалистов и потребностям современного периода перехода к экономике знаний. Сегодня высшая школа России находится на пороге нового этапа реформационных преобразований.
Цель – выявить контуры новой национальной образовательной политики России в складывающейся геополитической реальности и трансформирующихся экономических условиях.
Задачи: провести анализ современного состояния подготовки специалистов российской высшей школой; систематизировать достоинства и недостатки обучения студентов по уровням высшего образования в рамках Болонской системы; обосновать необходимость внесения изменений в нормативную правовую базу и практику работы вузов.
Методология. Применены системный и исторический подходы, методы индукции и дедукции, контент-анализа, сравнений и экспертных оценок.
Результаты. Исследование показало ключевую роль образования в воспроизводстве человеческого потенциала. Анализ информации о приеме в вузы и структуре выпуска специалистов по уровням высшего образования в период работы высшей школы по Болонской системе и изучение мнений экспертов о ситуации на рынке труда выявили наличие проблемных областей в обучении студентов, вследствие которых возникла необходимость пересмотра методологических и практических вопросов подготовки высококвалифицированных кадров. Обоснованы рекомендации по повышению эффективности механизма государственного регулирования в сфере высшего профессионального образования.
Выводы. Новый этап реформирования высшей школы направлен на достижение более высокого качества получаемого в российских вузах высшего образования, подготовку высококвалифицированных специалистов для удовлетворения потребностей регионов и запросов высокотехнологичных отраслей национальной экономики. Применение системного подхода при формировании новой образовательной политики принесет пользу России и другим дружественным странам – участникам международных интеграционных союзов.
Об авторе
И. Н. МолчановРоссия
Молчанов Игорь Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры политической экономии экономического факультета; профессор Департамента общественных финансов финансового факультета
ResearcherID: J-7684-2012
Scopus ID: 57190766747,
AuthorID: 186567
Ленинские горы 1, стр. 61, г. Москва 119991;
Ленинградский проспект 49, г. Москва 125993
Список литературы
1. Бодрунов С. Д., Воейков М. А. Государство, ноономика и постклассическая политэкономия // Вопросы политической экономии. 2021. № 4 (28). C. 22-37.
2. Абалкин Л. И. Проблемы современной России. М.: Ин-т экономики РАН, 2011. 907 с.
3. Аганбегян А. Г. Человеческий капитал и его главная составляющая – сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2017. № 3. С. 66-79.
4. Смолин О. Н. Образование – для всех. Философия. Экономика. Политика. Законодательство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академкнига, 2014. 1120 с.
5. Olimpia N. Disparities regarding competitiveness, human capital and inclusive development in the EU: A cluster analysis // Annals of Constantin Brancusi University of Targu-Jiu. Economy Series. 2019. N 1. Р. 61–71.
6. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование). СПб.: Скифия-принт, 2013. 336 с.
7. Федотов А. А. Качество жизни и человеческий потенциал в концепциях устойчивого и человеческого развития (часть вторая) // Народонаселение. 2021. Т. 24, № 3. С. 42-50. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.3.4.
8. Аникин В. А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. 2017. Т.18, № 4. С. 120-156. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2017-4-120-156.
9. Федотов А. А. Качество жизни и человеческий потенциал в концепциях устойчивого и человеческого развития (часть первая) // Народонаселение. 2021. Т. 24, № 2. С. 53-65. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.2.5.
10. Roberts S. The Eurasian Economic Union: The Geopolitics of Authoritarian Cooperation // Eurasian Geography and Economics. 2017. Vol. 58, is. 4. P. 418-441. https://doi.org/10.1080/15387216.2017. 1415763.
11. Хасбулатов Р. И. Цифровизация, роботы, искусственный интеллект (ИИ) и современность: теоретико-методологический аспект // Цифровая экономика. 2020. № 11 (3). С. 5-14. https://doi.org/10.34706/DE-2020-03-01.
12. Компетенции человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики / М. А. Эскиндаров, Ю. М. Грузина, И. А. Фирсова, М. В. Мельничук // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 6. С. 199–214. https://doi.org/10.15838/esc.2020.6.72.12.
13. Al-Ghazali A. S. A. Theoretical and Applied Aspects of Basic R&D During the Period of Transition to Post-Industrial Knowledge Economy // Access to Science, Business, Innovation in Digital Economy. 2021. Vol. 2, no. 1. P. 103‒115. https://doi.org/10.46656/access.2021.2.1(8).
14. Нараева А., Курилова А. Во все российские вузы вернется специалитет. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/24/923454-vo-vse-vuzi-vernetsya-spetsialitet (дата обращения: 17.05.2022).
15. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.
16. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, В. И. Кузнецова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 508 с.
17. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 692 с.
18. Сергей Иванов описал новый транспортный коридор фразой «нас не догонишь». URL: https://www.rbc.ru/politics/01/07/2022/62beb6899a794769f5554398 (дата обращения: 17.05.2022).
19. Хубиев К. А. Причины отказа от Болонской системы образования и пути построения своей. URL: https://rossaprimavera.ru/article/86215c87 (дата обращения: 17.05.2022).
20. Бастрыкин поручил прекратить прием студентов в магистратуру в вузах СКР. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5445438?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 17.05.2022).
21. Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил очертания национальной российской системы образования. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/06/02/924920-sadovnichiisistemi-obrazovaniya (дата обращения: 17.05.2022).
22. Курилова А., Мишина В. Российские вузы готовятся к уходу из Болонского пространства. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/30/924359-rossiiskie-vuzi-uhodu-bolonskogo (дата обращения: 17.05.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Молчанов И.Н. Высшая школа России: новый этап реформирования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(5):203-214. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-203-214
For citation:
Molchanov I.N. Higher School of Russia: a New Stage of Reform. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(5):203-214. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-203-214