Маркетплейс: бизнес-модель современной экономики
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-175-185
Аннотация
Актуальность. Исследование особенностей работы и развития маркетплейсов является актуальным направлением, поскольку данные платформы играют значительную роль в современном обществе и бизнесе, представляя собой бизнес-модель современной экономики. Они объединяют продавцов и покупателей, предоставляя возможность продавать товары и услуги на больших территориях и увеличивать свою клиентскую базу. Кроме того, анализ ключевых особенностей популярных платформ электронной коммерции может помочь предпринимателям выбрать наиболее подходящую платформу для своего бизнеса и определить его преимущества и недостатки. Онлайн-магазины предлагают широкий ассортимент товаров, удобную доставку и скидки для постоянных клиентов. Кроме того, многие маркетплейсы сотрудничают с производителями напрямую, что позволяет им предлагать продукцию по более низким ценам. Таким образом, можно утверждать об актуальности исследования маркетплейсов как бизнес-модели современной экономики.
Целью исследования является изучение особенностей работы платформ дистанционной торговли ‒ маркетплейсов, истории возникновения, влияния на покупательское поведение, ключевых характеристик, а также преимуществ и недостатков популярных платформ электронной коммерции.
Задачи: выявление слабых сторон интернет-магазинов; определение возможных путей решения, возникающих в данном направлении бизнеса проблем.
Методология. Для исследования интернет-магазинов использованы следующие методы: анализ данных, опрос пользователей, сравнение различных платформ, изучение отзывов и рейтингов.
Результаты. Продажа через маркетплейсы представляет собой бизнес-модель современной экономики. Необходимо учитывать особенности функционирования маркетплейсов, их отличия от других форм реализации товаров в условиях применения современной бизнес-модели, адекватной реальным условиям ведения бизнеса и развития экономики.
Выводы. Использование маркетплейсов связано с возможностью минимизировать издержки производства, реализации, покупки или обмена на основе выстраивания эффективного взаимодействия на цифровой платформе, различной адаптивной комбинации бизнес-процессов. Это позволяет доказать исходное предположение о том, что маркетплейс представляет собой бизнес-модель современной экономики.
Об авторах
Н. В. ПьяноваРоссия
Пьянова Наталия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса
ул. Комсомольская, д. 95, г. Орел 302026
Researcher ID: N-3589-2016
С. А. Саленкова
Россия
Саленкова София Андреевна, студент кафедры технологии и предпринимательства
ул. Комсомольская, д. 95, г. Орел 302026
Р. Р. Пьянов
Россия
Пьянов Руслан Романович, студент факультета физической культуры и спорта
ул. Комсомольская, д. 95, г. Орел 302026
О. А. Крыжановская
Россия
Крыжановская Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Researcher ID: N-3589-2016
Список литературы
1. Мба Б. П. О., Крыжановская О. А. Исследование направлений развития рынка электронной торговли в России и за рубежом // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы пути и их решения: сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции, г. Курск, 30 июня 2018 года / Юго-Западный государственный университет. Курск, 2018. С. 219‒223.
2. Слободин В. Н., Крыжановская О. А., Вертакова А. Ю. Влияние информационнокоммуникационных технологий на экономику // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы ХIV Международной научно-практической конференции, г. Курск, 01–02 июня 2019 года / ЮгоЗападный государственный университет. Курск, 2019. Вып. 3. С. 192‒197.
3. Курков М. Маркет-плейсы 2019 – 2023. Что было, есть и будет с бизнесом? URL: https://vc.ru/marketing/622536-marketpleysy-2019-2023-chto-bylo-est-i-budet-s-biznesom?ysclid=ltybiipajz116794787 (дата обращения: 18.01.2024).
4. Ежова В. А. Анализ развития рынка маркетплейсов в России и за рубежом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 10-1. С. 94–102.
5. Буркальцева Д. Д. Современные тенденции развития маркетплейсов // Инновации и инвестиции. 2019. № 4. С. 101–108.
6. Moore O., Cohen Z. The a16z Marketplace 100: 2023. URL: https://a16z.com/marketplace-100/ (дата обращения: 18.01.2024).
7. Marketplace 100 report. URL: https://kgiamalis.co/blog/marketplace-100-report-2023 (дата обращения: 18.01.2024).
8. Сидорова Д. Marketplace 100: глобальный рейтинг маркетплейсов на 2023 год. URL: https://rb.ru/story/m100-2023/ (дата обращения: 18.01.2024).
9. Топ маркетплейсов в России. URL: https://seller-capital.ru/article/top_russian_marketplace/ (дата обращения: 18.01.2024).
10. Маркетплейсы в 2024 году: актуальная статистика и прогнозы канцелярщиков. URL: https://segment.ru/analytics/marketpleysyi_v_2024_godu-_aktualnaya_statistika_i_prognozyi_kantselyarschikov/?ysclid=lty9wnqjnu573662445 (дата обращения: 18.01.2024).
11. Спицын Д. Рейтинг маркетплейсов 2024: обзор лучших отечественных и зарубежных площадок. URL: https://kokoc.com/blog/rejting-marketplejsov/?ysclid=ltyakq7qqy802489401 (дата обращения: 18.01.2024).
12. Бегин А. Статистика маркетплейсов в России в 2024 году. URL: https://inclient.ru/marketplaces-stats/?ysclid=ltyash3aad445059812 (дата обращения: 18.01.2024).
13. Обзор самых популярных маркетплейсов 2023–2024. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/591771/ (дата обращения: 18.01.2024).
14. Бронникова Е. А. Маркетплейсы: перспективы и направления развития // Управление экономическими системами. 2020. № 6. С. 27–32.
15. Иванова С. А. Развитие маркетплейсов как новой формы торговли в электронной коммерции // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 2. С. 59–66.
16. Гелисханов И. З., Курбанов Р. А., Гелисханова З. И. Проблемы и перспективы использования онлайн-маркетплейсов в России // Финансы: теория и практика. 2019. № 3. С. 72–79.
17. Иванов А. Д. Маркетплейс как инструмент интернет-торговли // Вестник науки. 2020. № 3. С. 112–118.
18. Горбаров И. Как запустить маркетплейс и не прогореть. URL: https://atwinta.ru/material/blog/marketplace/ (дата обращения: 18.01.2024).
19. Архипова Е., Скурихин А. Бизнес-модель маркетплейс: преимущества и недостатки. URL: https://itbb.ru/blog/biznes_model_marketplace?ysclid=ltyb5ic6hv552509583 (дата обращения: 18.01.2024).
20. Золотухина Ю. В., Адаменко А. А., Крыжановская О. А. Выбор стратегии трансформации бизнеса организациями ‒ участниками информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 37(5). С. 116‒123.
Рецензия
Для цитирования:
Пьянова Н.В., Саленкова С.А., Пьянов Р.Р., Крыжановская О.А. Маркетплейс: бизнес-модель современной экономики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(2):175-185. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-175-185
For citation:
Pyanova N.V., Salenkova S.A., Pyanov R.R., Kryzhanovskaya O.A. Marketplace: Business Model of the Modern Economy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(2):175-185. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-175-185