Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск
Том 14, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТРЕНДЫ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

10-21 178
Аннотация

Актуальность исследования связана со значимостью экспорта российского энергетического сырья на мировые рынки. Даже в условиях санкционного давления инвестиционная привлекательность данного сектора экономики не теряет своей значимости для зарубежных партнёров.

Цель – выявление тенденций развития международного бизнеса в энергетическом секторе Российской Федерации.

Задачи: проанализировать текущее состояние логистических ориентаций экспорта российского энергетического сырья; выявить привлекательные направления российского энергетического рынка для зарубежных партнеров.

Методология. В качестве исходных теоретических материалов были использованы работы отечественных и зарубежных специалистов. Международный бизнес и его развитие в энергетическом секторе проанализированы в рамках модели тройной включенности (Triple Embeddedness Framework ‒ TEF). Информационная база представлена  статистическим данными Worldtradelaw, материалами  Official Website of the International Trade Administration, Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями (Globalcentre), Минэнерго и Центробанка России, энергетических компаний РФ.

Результаты. Доказано, что из-за сложной геополитической обстановки и санкционного давления российский энергетический бизнес ощутил на себе некоторые инвестиционные трудности. Однако он  быстро восстановил свое влияние и снова начал привлекать значительные объёмы прямых иностранных инвестиций.

Выводы. Перспективными направлениями бизнес-сотрудничества в энергетической сфере для России являются ОАЭ, Вьетнам как потенциальный будущий импортер СПГ, Китай, на который сегодня приходится основная часть всего энергетического товарооборота России, и другие страны Восточной Азии.

22-33 199
Аннотация

Актуальность. В настоящее время черная металлургия играет важную роль в экономике России. Отрасль черной металлургии составляет приблизительно 5-6% в формировании ВВП, является ключевым индикатором технологического развития и производственной мощности страны. Она влияет на различные сферы жизни общества, включая строительство, машиностроение и автомобильную промышленность. Черная металлургия также актуальна из-за своей связи с экологическими и энергетическими проблемами.

Однако для успешного развития этой отрасли необходима системная работа по модернизации технологий, обеспечению энергетической эффективности и соблюдению экологических стандартов. 

Цель ‒ провести анализ эффективности функционирования отечественной черной металлургии как основы устойчивого социально-экономического развития страны в современных условиях и выявить тенденции развития промышленности в условиях санкций и мировой экономической стагнации. 

Задачи: необходимо выявить, способствует ли установленный Россией курс на импортозамещение и принятая Стратегия развития металлургической промышленности РФ на период до 2030 года экономическому росту, повышению национальной безопасности и обеспечению достойного уровня жизни населения страны.  

Методология. В приведенном исследовании использовались труды российских ученых и анализ материалов российских экспертов. При исследовании были применены методы сравнения, анализа, синтеза и прогнозирования.

Результаты. Черная металлургия, основанная на передовых технологиях, является не только индикатором экономического и социального развития, но и формирует базу экономической независимости и безопасности страны. 

Выводы. Развитие черной металлургии без возрождения отечественного машиностроения и замены импортных станков, технологий на свою, отечественную продукцию приведет к дальнейшему росту зависимости от западной экономики и целей западных политиков, а это вопрос не только безопасности, но и существования самого государства. 

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

34-46 137
Аннотация

Актуальность исследования определяется поиском действенных инструментов повышения конкурентоспособности предприятий в условиях цифровой среды.

Цель исследования состоит в проведении анализа влияния стратегических и операционных маркетинговых действий на деятельность современных предприятий, а также в практическом обосновании направлений повышения их эффективности при выстраивании действий в онлайн-среде.

Задачи исследования связаны с раскрытием содержания и особенностей реализации стратегических и оперативных маркетинговых решений предприятия; критическим анализом системы маркетингового продвижения предприятия в онлайн-среде; формированием рекомендаций по повышению эффективности стратегических и операционных маркетинговых решений предприятия.

Методология. Исследование построено на применении методов контент-анализа, метода теоретического анализа, метода сравнения, индукции и дедукции, логического метода, системного подхода.

Результаты. Раскрыто содержание и выявлены особенности стратегических и операционных маркетинговых решений, принимаемых предприятиями при продвижении в онлайн-среде. На примере конкретного предприятия проведен анализ реализуемых стратегических и операционных маркетинговых решений, выявлены преимущества и недостатки. Сформированы рекомендации по повышению эффективности стратегических (в части выбора каналов коммуникации с потребителями; совершенствованию коммуникации в социальных сетях; оценке эффективности стратегических маркетинговых решений) и операционных маркетинговых решений предприятия (расширение развлекательного контента; введение графических элементов на изображениях и видео; поддержание непрерывного движения).

Выводы. Обосновано оптимальное сочетание стратегических маркетинговых решений, связанных с выбором каналов продвижения, формированием контент-планов и определением ключевых инструментов взаимодействия с потребителем, и операционных маркетинговых решений (включая подстройку каналов продвижения, моделей рекламы под гибко меняющуюся ситуацию, определяемую модой, изменениями в технологических подходах к продвижению, предпочтениями потребителей в контенте и различными видами его созданиями), способствующих повышению устойчивости и адаптивности предприятия в современной цифровой среде.

47-57 151
Аннотация

Актуальность исследования состоит в необходимости повышения мотивации и результативности труда персонала в условиях изменяющейся экономической ситуации и технологических изменений на предприятии оборонно-промышленной отрасли.

Цель исследования заключается в разработке системы учета премирования персонала на основе уточненной системы принципов стимулирования деятельности работников на предприятии оборонно-промышленного комплекса.

Задачи: разработать на основе сравнительного анализа особенностей отрасли и принципов стимулирования уточненную систему принципов стимулирования деятельности работников; апробировать метод оценки результатов деятельности работников научно-технических и производственных подразделений; разработать регламент о распределении суммы премии между работниками предприятия по итогам отчетного периода.

Методология ‒ качественное исследование, включающее анализ существующей системы учета премирования персонала, а также внедрение улучшенной системы учета премирования на предприятии оборонно-промышленного комплекса.

Результаты. Статья описывает разработку новой модели учета премирования персонала, адаптированной специально для предприятий оборонно-промышленного комплекса, с учетом их особенностей и потребностей, а также содержит практические рекомендации по совершенствованию системы учета премирования персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, основанные на результате проведенного исследования.

Выводы. На основе обобщения передового опыта ученых, в части формирования требований к системе стимулирования работников, а также специфики деятельности оборонно-промышленной отрасли была уточнена система принципов стимулирования деятельности работников в организациях ОПК, что позволило снизить текучесть кадров, достигнуть стратегических целей предприятий. Предложены и апробированы ключевые показатели эффективности для оценки результатов деятельности работников, а также регламент о распределении суммы премии между работниками предприятия ОПК по итогам отчетного периода на основе оценки трудового вклада сотрудника, полученный путем суммирования баллов по базовым премиальным показателям и показателям индивидуальной мотивации, что позволило рассчитать вознаграждение работнику в определенном порядке и установить порядок премирования работников научных и производственных подразделений.

58-70 184
Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что трансформация социально-экономических условий функционирования предприятий в современных условиях требует построения системы управления стратегией их развития. В свою очередь, для построения подобной системы необходимо провести систематизацию имеющихся принципов и осуществить их ранжирование для дальнейшего использования в процессе её формирования.

Цель исследования состоит в проведении оценки накопленного к данному моменту времени опыта формирования систем управления стратегией развития предприятия, систематизации и ранжировании принципов построения такой системы на основе оценки их важности для его устойчивого развития предприятия.

Задачи исследования состоят в анализе и уточнении дефиниций «система управления», «стратегическое управление», «система управления стратегией развития предприятия»; классификации принципов стратегического управления; разработке принципов построения системы управления стратегией развития предприятия; систематизации и ранжировании принципов на основе их важности для устойчивого развития предприятия.

Методология. В процессе проведения исследования применялись следующие методы: компаративный анализ источников, классификация, синтез, ранжирование, метод анализа иерархий Т. Саати.

Результаты. В результате проведённого исследования авторами были уточнены такие дефиниции, как «система управления», «стратегическое управление», «система управления стратегией развития предприятия», осуществлена классификация принципов стратегического управления, предложены принципы построения системы управления стратегией развития предприятия. 

Выводы. Авторы делают вывод, что система управления стратегией развития предприятия представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов, позволяющих разрабатывать и мониторировать реализацию стратегии развития на основе определённых принципов и для достижения установленных целей предприятия. Принципами построения системы управления стратегией развития предприятия являются: принцип «модульности» построения, принцип эффективности, принцип экономической резильентности, принцип гибкости. В условиях нестабильности экономической ситуации наиболее важным принципом построения эффективной системы управления стратегией развития предприятия является принцип резильентности.

71-82 125
Аннотация

Актуальность. Проблемы устойчивого развития, развития экономики ресурсосберегающего типа, экономики замкнутого цикла становятся все более актуальными для Российской Федерации как государства, на экономику которого приходится значительный по объемам ее сырьевой сектор. Стабильное состояние предприятий добывающей промышленности, сохраняющийся внутренний и внешний спрос на природные ресурсы нашей страны усиливают необходимость формирования и реализации сбалансированной макро- и мезо экономической политики ресурсосбережения, финансовой и инвестиционной поддержки добывающих и обрабатывающих предприятий для реализации ими природоохранных и экологических программ, а также дальнейшего развития и совершенствования экономических инструментов управления процессами ресурсосбережения.  

Цель исследования состоит в определении состава основных экономических инструментов управления процессами ресурсосбережения, представленных в современной российской экономической науке и обнаруженных в практике отдельных хозяйствующих субъектов. 

Задачи состоят в следующем: исследовать теоретические основы развития основных экономических инструментов управления процессами ресурсосбережения; определить основные направления современной макроэкономической политики, реализуемых государственных программ Российской Федерации экологической направленности; предложить общую характеристику экономических инструментов управления процессами ресурсосбережения.

Методология представляет собой сочетание общенаучных методов исследования – анализа, синтеза полученной информации, интерпретации данных. В исследовании использованы данные статистического наблюдения текущих (эксплуатационных) затрат на охрану окружающей среды по Российской Федерации, размещенную на официальном сайте Федеральной службы статистики. 

Результаты. Предложены некоторые рекомендации по расширению возможностей использования экономических инструментов управления процессами ресурсосбережения в субъектах Российской Федерации.

Выводы. В современной российской экономической науке в целом сформирован состав экономических инструментов управления процессами ресурсосбережения. Основным экономическим инструментом управления процессами ресурсосбережения со стороны государства выступают правительственные субсидии регионам России. Значительный вклад в защитные и природоохранные мероприятия вносят также и хозяйствующие субъекты преимущественного корпоративного бизнеса.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

83-94 195
Аннотация

Актуальность. В условиях цифровизации и цифровой трансформации институциональная среда может рассматриваться как инструмент управления развитием региона. Данное обстоятельство предопределило выбор темы и доказало ее актуальность. 

Цель исследования – изучение институциональной среды как инструмента управления развитием  региона в условиях цифровизации.

Задачи: рассматривается управление реализацией государственных программ в условиях цифровой трансформации, соблюдение требований законодательства федерального и регионального уровней, регулирующего проектную деятельность, возможность регулирования механизмов проектного управления региональными программами; рассмотрена роль проектного управления как действенного инструмента реализации национальных проектов в изменяющихся условиях, обеспечивающего достижение национальных целей. 

Методология. В процессе выполнения работ были применены аналитические методы исследования механизмов регионального управления, включая цифровые технологии, и их влияние на эффективность управленческих процессов.

Результаты. В результате выполнения работ по настоящему исследованию выявлено, что проектное управление государственными программами сегодня выходит на первый план. Проектное управление имеет принципиальное отличие в части интеграции и синхронизации целевых показателей госпрограмм с учетом требования законодательства федерального и регионального уровней. Выделены более весомые факторы внутренней и внешней среды, влияющие на результат в ходе проектного управления, нормативное регулирование, мониторинг контрольных точек, оценка эффективности  использования ресурсного потенциала региона, возможность своевременного внесения корректировок при реализации мероприятий ответственными участниками для достижения результатов, для чего необходимо упростить процедуру корректировок. 

Выводы. При формировании государственных программ важна оценка влияния процесса организации проектной деятельности в каждом регионе. Оценивается соблюдение требований нормативных правовых актов и иных методологических основ, регламентирующих организацию проектной деятельности, а также эффективность и результативность региональных программ. В этой связи совершенствование законодательства, регулирующего проектную деятельность с целью обеспечения реализации национальных проектов, позволит усилить возможности перехода реального сектора экономики  в цифровой формат.

95-106 157
Аннотация

Актуальность. В статье рассмотрены существующие методы оценки финансовой устойчивости коммерческих организаций и определены различия в подходах при оценке финансовой устойчивости производственных и торговых организаций, в том числе работающих по договору комиссии и / или агентскому договору. Предложен механизм проведения оценки финансовой устойчивости контрагента, позволяющий поэтапно: оценить ликвидность баланса и рассчитать платежный излишек / недостаток; определить тип финансовой устойчивости, используя различные методики оценки; провести анализ показателей финансовой устойчивости в динамике по средствам расчета и сравнения соответствующих значений коэффициентов. Уточнена существующая методика расчета агрегированных показателей для определения типа финансовой устойчивости контрагентов, являющихся комиссионерами и/или агентами.

Цель ‒ разработка механизма оценки финансовой устойчивости, применимого для определения риска невыполнения обязательств контрагентами.

Задачи: осуществить анализ подходов к определению «финансовая устойчивость»; выделить виды рисков при работе с контрагентами; осуществить классификацию контрагентов по степени риска невыполнения обязательств; предложить методику расчета агрегированных показателей ликвидности баланса для торговых посредников, а также методику расчета агрегированных показателей при анализе финансовой устойчивости торговых посредников.

Методология. Использован широкий спектр методов исследования, теоретических концепций в оценки финансовой устойчивости. Основными стали методы анализа и синтеза, дидактика, коэффициентный анализ, финансовый анализ, способствующие детальному рассмотрению проблему исследования.

Результаты. Предложен механизм проведения оценки финансовой устойчивости контрагента, на основании которого определены виды рисков при работе с контрагентами; уточнена существующая методика расчета агрегированных показателей для определения типа финансовой устойчивости контрагентов, являющихся комиссионерами и/или агентами. 

Вывод. Результатом исследования стал разработанный механизм проведения оценки финансовой устойчивости контрагента, выполняемый поэтапно.

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ

107-122 138
Аннотация

Актуальность. Строительная отрасль производит треть глобальных отходов, большая часть не перерабатывается, попадая на мусорные полигоны, и загрязняет окружающую среду. За период с 2000 по 2020 гг. объем строительных работ вырос более чем в 12 раз. Обратной стороной процесса является пропорциональный рост отходов. На рынке теплоизоляционных материалов и в строительной отрасли в целом актуальность концепции бережливого производства растёт, так как с её помощью можно снизить количество потребляемых ресурсов и повысить эффективность бизнеса.

Цель. В данной статье рассмотрены разработанные мероприятия по внедрению концепции бережливого производства в рамках стратегического управления предприятием на заводе рынка теплоизоляционных материалов.

Задачи. В рамках реализации концепции снижено избыточное качество, внедрена система обучения персонала и повышен уровень конкурентоспособности предприятия.

Методология. Объект исследования – завод Белгородской области, лидер по производительности труда в городе Белгороде. Работы проводились с 2021 по 2023 гг.

Результаты. Вследствие реализованной программы производительность труда увеличилась на 2,0 %, было сокращено количество брака с 1,7 % до 0,8 %, разработаны новые стратегии развития компании вследствие внедрения системы обучения персонала.

Выводы. Приведённая в настоящей статье программа повышения конкурентоспособности предприятия отрасли теплоизоляционных материалов на основе внедрения концепции бережливого производства при её проецировании на другие компании является перспективной в плане повышения конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене, ведь экономика страны зависит от эффективности функционирующих в ней субъектов.

123-132 307
Аннотация

Актуальность. На сегодняшний день вместе с развитием инклюзивного туризма прослеживается необходимость сбалансированного взаимодействия между его участниками. Данное взаимодействие является неотъемлемым элементом для достижения устойчивого развития инклюзивного туризма в долгосрочной перспективе.

Цель ‒ разработка модели взаимодействий в сфере инклюзивного туризма, направленной на оптимизацию сотрудничества между ключевыми участниками данной отрасли.

Задачи: определить роль государства в развитии инклюзивного туризма; сформировать модель внешней среды взаимодействия в инклюзивном туризме; провести анализ взаимодействия между государственными органами, частным сектором, неправительственными организациями и потребителями в контексте инклюзивного туризма.

Методология. Методика исследования включала применение субъектного, системного, процессного и функционально-средового подходов для анализа внутренней и внешней среды взаимодействия в инклюзивном туризме.

Результаты. В настоящее время становится актуальной проблема инклюзивного туризма, который является новейшим методом реабилитации и восстановления благополучия человека. Межотраслевой туристский комплекс выступает катализатором интеграции и инновации, поддерживает разнообразие туристских продуктов и услуг.  Модель UNWTO является универсальной, но неподходящей по ряду критериев для специфических условий отдельных регионов. Государство формирует рамки для развития инклюзивного туризма и принимает участие в создании подразделений и комитетов, взаимодействующих с различными секторами экономики и туристскими организациями. Представленная комплексная модель взаимодействия основывается на принципах синергии и обмена информацией между заинтересованными сторонами.

Выводы. Эффективная коммуникация между участниками туристского рынка может быть достигнута с помощью разработки и предоставления адаптированных технологий. Необходимо создание доступной инфраструктуры, защиты прав и интересов инклюзивных туристов через совместные усилия и обмен знаниями и ресурсами. Инклюзивная туристическая система должна включать в себя не только адаптацию инфраструктуры и услуг, но и образовательные инициативы. Должен быть комплексный подход, обеспечивающий прочную связь между государством, частным сектором и общественными организациями.

133-148 151
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью оценки внедрения в ресторанный бизнес кулинарных студий как инновационного продукта развития гастрономического пространства Курского региона. 

Цель статьи состоит в экономическом обосновании внедрения кулинарных студий в гастрономическое пространство Курской области с целью популяризации внутреннего туризма региона. 

Задачи: изучить теоретические основы гастрономического туризма; рассмотреть исторический аспект темы исследования; оценить опыт использования кулинарно-гастрономических студий в Курской области; разработать стратегию реформирования туристического продукта и оптимальные пути его интеграции в инфраструктуру ресторанного бизнеса региона.

Методология. Для изучения научных статей, трудов отечественных специалистов, статистических данных и других источников, связанных с темой исследования, авторы статьи опирались на общенаучные методы, такие как: анализ, наблюдение, описание, сравнение, графическое представление, синтез.

Результаты. На основе исследования развития гастрономического пространства Курской области были сформированы рекомендации по внедрению кулинарных студии в ресторанный бизнес для увеличения туристического потока и популяризации внутреннего туризма региона.

Выводы. При проведении исследования авторы приходят к выводу, что создание кулинарных студий и внедрение их в ресторанный бизнес Курской области будут способствовать всестороннему развитию гастрономической культуры и туризма в регионе. При помощи внедрения данного инструмента личный бренд Соловьиного края сможет привлечь к себе внимание, повысить интерес к его культуре и истории, а также простимулировать развитие малого и среднего бизнеса в индустрии общественного питания и туризма, в том числе при помощи привлечения инвесторов. 

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

149-159 403
Аннотация

Актуальность. На современном этапе экономического развития актуальность набирают коллаборации, которые рассматривают как маркетинговый и социальный инструмент. В 2023 г. это настоящий тренд как среди локальных брендов, так и среди брендов с мировым уровнем. Это способ выделиться среди конкурентов и продвинуть продукт или услугу ненавязчиво и креативно. Также популярность этому инструменту добавляет отсутствие привязки ни к одному из видов маркетинга. Можно утверждать, что для коллаборации свойственна универсальность.

Целью рассмотрения данной темы является определение условий создания успешной коллаборации. 

Задачи. Для её достижения поставлены задачи: рассмотреть понятие коллаборации как инновационного инструмента, историю появления как маркетингового инструмента, отличия коллабораций от партнёрского маркетинга, виды коллабораций, успешные и неуспешные кейсы, проанализировать успешную коллаборацию Центра косметологии и естественной красоты Лавиани и студии фитнеса и стретчинга Шпагетти. 

Методология. В качестве основных методов исследования были использованы теоретические (изучение статистических данных, проведённых исследований в данной области, теоретических материалов обучений по рассматриваемой теме, практического опыта проведения подобных кампаний) и эмпирические (проведение коллаборации и её анализ после завершения).

Результаты. В качестве результата были выведены правила организации успешной коллаборации и сделан вывод о возможностях рассматриваемого маркетингового инструмента. 

Выводы. Коллаборации – это инновационный способ привлечения новой аудитории, суть которого заключается в креативной подаче принципиально нового продукта, который является результатом сотрудничества двух компаний с одинаковыми ценностями. Несмотря на длинную историю, коллаборации в том виде, в котором они существую сейчас, можно назвать инновационным маркетинговым инструментом.

160-174 153
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью адаптации деятельности предприятий к стремительно развивающейся цифровой среде, в которой требуется регулярный пересмотр стратегии продвижения и приспособления к новым изменяющимся условиям, формирующим бизнес-ландшафт. 

Цель исследования состоит в разработке инновационного подхода к организации деятельности предприятия на основе использования цифровых технологий продвижения бренда в условиях изменений, а также в определении направлений их практической реализации.

Задачи исследования состоят в определении теоретико-методологических основ формирования и реализации стратегии продвижения бренда в деятельности предприятия; обосновании роли цифровых технологий в стратегии продвижения бренда современного предприятия; разработке инновационного подхода к организации деятельности предприятия на основе использования цифровых технологий продвижения бренда.

Методология. В работе использован метод теоретического анализа, метод классификации, синтез, дедукция и индукция. Из практических методов исследования применены: метод наблюдения, анализ собранных данных, описание, экономический анализ, метод сравнения, системный подход. Применяемые эмпирические методы исследования включают: выбор платформы для размещения контента, способов и каналов влияния на потребительскую аудиторию интернет-ресурса. 

Результаты. Раскрыты элементы инновационного подхода к организации деятельности предприятия на основе использования цифровых технологий продвижения бренда: порядок анализа контента и установления его соответствия целевой аудитории; сегменты целевой аудитории для взаимодействия в процессе продвижения бренда;  основные и дополнительные каналов продвижения; варианты создания стратегии коммуникационного обращения; метрики, используемые для оценки эффективности стратегии продвижения бренда. Выделены этапы создания цифрового контента и предложены авторские рекомендации по их совершенствованию.

Выводы. Представлен инновационный подход к продвижению бренда с использованием цифровых технологий продвижения, уникальность которого состоит в использовании обновлённых основных элементов и цифровых инструментов на каждом этапе стратегии, позволяющих повысить адаптивность предприятия к изменяющимся условиям среды.

175-185 364
Аннотация

Актуальность. Исследование особенностей работы и развития маркетплейсов является актуальным направлением, поскольку данные платформы играют значительную роль в современном обществе и бизнесе, представляя собой бизнес-модель современной экономики. Они объединяют продавцов и покупателей, предоставляя возможность продавать товары и услуги на больших территориях и увеличивать свою клиентскую базу. Кроме того, анализ ключевых особенностей популярных платформ электронной коммерции может помочь предпринимателям выбрать наиболее подходящую платформу для своего бизнеса и определить его преимущества и недостатки. Онлайн-магазины предлагают широкий ассортимент товаров, удобную доставку и скидки для постоянных клиентов. Кроме того, многие маркетплейсы сотрудничают с производителями напрямую, что позволяет им предлагать продукцию по более низким ценам. Таким образом, можно утверждать об актуальности исследования маркетплейсов как бизнес-модели современной экономики.

Целью исследования является изучение особенностей работы платформ дистанционной торговли ‒ маркетплейсов, истории возникновения, влияния на покупательское поведение, ключевых характеристик, а также преимуществ и недостатков популярных платформ электронной коммерции. 

Задачи: выявление слабых сторон интернет-магазинов; определение возможных путей решения, возникающих в данном направлении бизнеса проблем.

Методология. Для исследования интернет-магазинов использованы следующие методы: анализ данных, опрос пользователей, сравнение различных платформ, изучение отзывов и рейтингов. 

Результаты. Продажа через маркетплейсы представляет собой бизнес-модель современной экономики. Необходимо учитывать особенности функционирования маркетплейсов, их отличия от других форм реализации товаров в условиях применения современной бизнес-модели, адекватной реальным условиям ведения бизнеса и развития экономики.  

Выводы. Использование маркетплейсов связано с возможностью минимизировать издержки производства, реализации, покупки или обмена на основе выстраивания эффективного взаимодействия на цифровой платформе, различной адаптивной комбинации бизнес-процессов. Это позволяет доказать исходное предположение о том, что маркетплейс представляет собой бизнес-модель современной экономики.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

186-197 185
Аннотация

Актуальность. Использование цифровых инструментов в последнее десятилетие стало реальностью во всех сферах человеческой деятельности. Современный университет стал полигоном технологических новаций, в котором цифровизация является не только управленческим и научным драйвером, но и постоянной практикой образовательных отношений. 

Вместе с тем процесс внедрения и использования цифровой научно-образовательной среды обусловлен рядом обстоятельств (проблем), которые необходимо преодолеть именно в научном междисциплинарном дискурсе: во-первых, непрекращающимися дискуссиями вокруг диады «человек – искусственный интеллект» и неопределенностью границ коэволюционирующего единения ее составляющих; во-вторых, сложившимся запросом университетского сообщества на их внедрение и инфраструктурной ограниченностью применения цифровых инструментов в образовательной среде конкретного учебного заведения. 

Поэтому цифровая научно-образовательная среда университета остается в фокусе пристального внимания исследователей и всего научного сообщества. 

Цель – определить направления совершенствования цифровой научно-образовательной среды современного российского университета.

Задачи: охарактеризовать теоретико-методологические подходы по созданию и использованию цифровой научно-образовательной среды; выявить проблемы и перспективы реализации управленческих практик по ее внедрению; конкретизировать эффективные пути инновационных изменений.

Методология. Методологический дискурс строится в русле главной проблемы современности – противоречия между достижениями научно-технического прогресса, с одной стороны, и духовно-нравственной культурой – с другой. Концептуальный «портфель» исследования сформирован из основных положений социальных теорий управления образованием с использованием количественных и качественных методов сбора и анализа данных.

Результаты. Определен теоретический «портфель» концепций и подходов, объясняющих социокультурную природу цифровой научно-образовательной среды университета. На основе эмпирических данных, основанных на опросах и экспертных оценках, выявлены плюсы и минусы внедрения цифровых технологий и намечены направления их совершенствования. 

Выводы. Цифровизация является элементом неминуемого прогресса и трансформации всех сфер человеческой деятельности. Цифровая научно-образовательная среда университета призвана стать триггером инновационных изменений в образовательных отношениях.

198-211 108
Аннотация

Актуальность работы определяется востребованностью консолидации локальных сообществ, которая в нестабильной общественной среде выступает одной из форм социальной конъюнкции и создает предпосылки для  их успешного воспроизводства, повышения конкурентоспособности и обеспечения безопасности. Важность анализа проблемы ценностных оснований консолидации связана также с недостаточной изученностью факторов консолидации городских сообществ, в том числе регулирующей роли в развитии консолидационных процессов в урбанизированной среде ценностей и смыслов, необходимостью преодоления иллюзий и заблуждений относительно их влияния. 

Цель статьи состоит в определении ценностных оснований консолидации городских сообществ, установлении логических связей и взаимозависимостей между ними. 

Задачи: концептуализация феномена социальной консолидации в современном нестабильном обществе;  анализ ценностных оснований социальной консолидации; систематизация ценностных оснований социальной консолидации городских сообществ; содержательная характеристика основных ценностных паттернов, на которых может базироваться консолидация городских жителей.

Методология. Исследование опирается на коммуникативную теорию солидарности (Ю. Хабермас), концепцию социальной конъюнкции и социальной дизъюнкции (О. А. Кармадонов).   

Эмпирической базой работы послужили результаты исследования «Социальная консолидация городских сообществ: возможности и ограничения в условиях дигитализации урбанизированной среды», осуществленного в 2022 г. методами массового анкетного опроса (n=1518, выборка квотная) городских жителей (Курская, Белгородская, Воронежская области); экспертного опроса (50 экспертов); фокусгруппового интервьюирования городских жителей (6 групп). Использована вторичная обработка данных «Комплексного мониторинга «Консолидационный потенциал Белгородской области», осуществленного методом анкетного опроса населения Белгородской области в 2022 г. научно-исследовательской лабораторией развития гражданского общества Белгородского государственного национального исследовательского университета (n = 6800, выборка квотная).

Результаты. В качестве оснований консолидации выступают ценностные паттерны, каждый из которых может интерпретироваться как комплекс устойчивых, семантически единых представлений, сложившихся на основе специфической конфигурации ценностей; применительно к городским сообществам можно констатировать особое значение для перспектив консолидации паттернов идентичности, справедливости, доверия и ответственности; рассмотренные паттерны потенциально связаны между собой; при этом наиболее значительным интегратором выступает паттерн справедливости; однако все эти паттерны пока недостаточно сформированы в массовом сознании. 

Выводы. Задача инициации и регулирования процесса консолидации в урбанизированной среде в рассматриваемом контексте предстает как задача утверждения в общественном сознании установок на локальную идентификацию горожан; повышения уровня доверия в пределах дальней социальной дистанции; формирования идеологемы ответственности за организацию городской жизни, но главное – последовательной реализации принципа социальной справедливости.

212-223 204
Аннотация

Актуальность. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием метакомпетенций студентов вузов как ключевого фактора эффективности индивидуальной и командной работы. Развитие IT-технологий и изменение в системе социальных коммуникаций ведут к постоянному развитию компетенций, прежде всего метакомпетенций. При это происходит «разрыв» между уровнями госуправления, развитием технологий, персонала и социально-экономической сферы, что ведет к социальной катастрофе. Ликвидация такого «разрыва» возможна лишь при развитии компетенций персонала. Приводятся результаты конкретных исследований оценки эффективности индивидуальной и командной работы с помощью методов нелинейной динамики, многофакторного регрессионного и когнитивного моделирования. 

Цель – дать представление о метакомпетенциях и моделях их практического использования в индивидуальной и командной работе.

Задачи: провести краткий анализ существующих компетентностных подходов, в т. ч. дать представление о неклассическом компетентностном подходе; «целостной модели компетенций», используемой в управлении развитием компетенций; дать представление об учебном ситуационном центре (УСЦ) как об эффективной игровой среде для развития компетенций; предложить схему синтеза научных, образовательных и управленческих практик, используемых в вузе; дать общее представление о различных видах социальных траекторий; дать представление об образовательно-карьерной траектории студента как одного из видов социальных траекторий, предназначенных для управления развитием компетенций. 

Методология. При изучении данной темы были использованы: метод теоретического анализа источников исследования проблемы, илюстративно-графический метод, метод сравнительного анализа, а также различные виды моделирования (нелинейная динамика процессов, многофакторное регрессионное и когнитивное моделирование).

Результаты. В статье представлен анализ результатов практических исследований в области всех используемых видов моделирования. 

Вывод. В процессе формирования и развития метакомпетенций как индивидуальных, так и командных авторы предлагают использовать различные виды моделирования (систему моделей), предназначенные для управления метакомпетенциями в проектной работе. 

ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ЧЕЛОВЕКА

224-235 172
Аннотация

Актуальность. Понятие «народ» имеет системообразующее значение для современного политического устройства мира. Это объясняется исключительным правом народа на самоопределение. Иными словами, народ в пределах территории проживания является единственным источником власти, что позволяет ему организовывать государства, устанавливать правила поведения (законы) на своей территории. Развитие технологий сделало опыт взаимодействия с цифровым пространством частью обыденной жизни человека. Постепенное принятие цифровой реальности как основной закономерности сформирует у пользователей потребность обустроить цифровую среду по образу и подобию физического мира. По мере развития межсубъектных цифровых отношений при наличии благоприятных условий качественно преобразуется характер связей между членами группы, что может сформировать у таких пользователей представление о своей группе как о цифровом народе.

Цель исследования заключается в изучении природы и перспектив цифрового народа, т. е. высокоорганизованных групп пользователей, установивших свои правила в определенном цифровом пространстве и оказывающих влияние на виртуальный и физический мир.

Задачи: концептуализация понятия «цифровой народ»; анализ исторических и философско-правовых оснований цифрового народа как явления; выявление сценариев развития межгрупповых отношений активных пользователей всемирной информационно-телекоммуникационной сети.

Методология исследования включает междисциплинарный и системный подход, метод исторического анализа.

Результаты. Проведен анализ исторических и философско-правовых оснований образования множества людей в народ, что позволило концептуализировать понятие «цифровой народ» как более сложное социально-политическое явление, зарождающееся на стыке виртуального и физического мира. 

Выводы. Комплексный философско-методологический анализ феномена «цифровой народ» позволил выявить источник власти такой группы, проистекающий из самой группы, и поэтому на этапе утверждения своих правил в пределах занимаемого цифрового пространства и/или утверждения цифрового государства такая группа не будет нуждаться в одобрении и согласовании со стороны третьих лиц.

236-251 162
Аннотация

Актуальность. В западной политической философии и политической теории суждение о том, что современная демократия не имеет удовлетворительной общей («синоптической») теории, имеет статус (почти) общезначимости, ‒ философское истолкование этого «обстояния» является актуальной исследовательской задачей для современной политической философии.

Цель. Представление политического в «понятии политического» и «экономической парадигме политического» выявляет тождественные характерные черты; различается конфигурация их единства и оценка, которая им приписывается, ‒ целью является понимание различных смыслов, которые приписываются одним и тем же «феноменам» и «процессам» современности в концептуальных каркасах, определенных противоположными парадигмами. 

Задачи: демонстрируется способ определения актуальной политики в горизонте «метафизических основоположений»; выявляются основоположения парадигматического представления политического и принципы конструирования нарратива современной либеральной демократии; анализируется процедура придания достоверности теоретическим суждениям о политическом.  

Методология. Парадигматическое представление политического может быть понято, и только вследствие этого объяснено; понимание относится к реальному понятия, объяснение – к действительности. Совмещение различаемых в традиции западной философии «реального» и «действительного» происходит в философском понятии; формирование понятия предполагает философский интерес. Философская герменевтика и дедукция предоставляют инструменты, пригодные для понимания политического в единстве: от «метафизических основоположений» до практической политики. 

Результаты. Выглядит достоверным утверждение о романтической природе современного представления политического в либеральной экономической парадигме. Доказывается, что историческая и эстетическая репрезентация, более чем «миметическая», выполняет императивы, приписываемые современной форме политического – западной представительной демократии. Демонстрируется очевидность необходимой замены «центра политической онтологии» с суверена на «пустое место».

Выводы. Представительная демократия, романтическая и постмодернистская, является необходимой и легитимной формой современного либерального способа представления политического. Основной задачей эстетической политики полагается обеспечить безопасность: «держаться середины и избегать крайностей», исключить событие, нормализовать политическое, т. е. провести банализацию политики.

252-261 118
Аннотация

Актуальность. Современный этап инновационного развития в модели «тройной спирали» реализуется не сам по себе, а через деятельность институциональных агентов ее структуры. Потому изучение их диспозиций является особо важным. От их состояния во многом зависит реальное качество трансинституционального взаимодействия.

Целью данного исследования является рассмотрение и анализ субъектных диспозиций институциональных агентов «тройной спирали». Среди институциональных структур особое внимание уделялось состоянию и роли современной системы высшего образования, в первую очередь собственно региональным  вузам, непосредственно включенным  в территориальные процессы «спирализации».

Задачи ‒ описать и обобщенно представить структуру диспозиций институциональных агентов тройной спирали.

Методология. Исследование выполнено социологическими методами опросов и интервью на основании системных принципов интерпретации.

Результаты. В итоге исследования сформирована обобщенная структурированная эмпирическая картина субъективных диспозиций институциональных агентов «тройной спирали». Согласно экспертным позициям исследования, отрицать сегодня традиционную институцианальную предзаданность «спиральных» процессов не только преждевременно, но и опасно. Однако необходимо создание площадок задействования актуальных морфологий коллективного интеллекта, в т. ч. гибридного, как инструмента преодоления исключительно институциональной «предзаданности» инновационного процесса.

Выводы. Можно утверждать, что, несмотря на институциональные особенности представителей власти, бизнеса, образования как носителей различной профессиональной культуры, все они в своих суждениях объединены общим зонтичным проектом «Прорыв России». Одним из уникальных синергетических трендов, претендующих, по нашему мнению, на максимально быстрое развитие и достижение научного, политического и экономического «хайпа», выступает платформа «Университет 4.0».

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

262-274 156
Аннотация

Актуальность. Возрастающая конкурентная борьба между финансовыми организациями и технологическими компаниями требуют активного внедрения инновационных разработок в текущую деятельность. Искусственный интеллект становится повседневным фактом присутствия в коммуникациях между бизнес-партнерами и клиентами, порождающим новые форматы взаимодействия. «Умные технологии» на основе искусственного интеллекта способны взять на себя определенные механические функции, связанные с проверкой и верификацией условий договоров, что позволяет значительно ускорить формальные процедуры и снизить вероятность операционных ошибок. Инновационные решения по исполнению договорных обязательств на основе заключения смартконтрактов в различных сферах бизнеса способствуют применению таковых и в банковском деле, где постоянно происходит коммуницирование по стандартным банковским процедурам.

Цель. В работе поставлена цель ‒ раскрыть особенность применения смарт-контракта в банковском бизнесе для его масштабирования.   

Задачи. В статье были поставлены и последовательно решены следующие задачи: изучить особенности и природу появления смарт-контрактов в бизнес-среде; проанализировать существующую практику использования данного инструмента; сформулировать принципы трансформации процессов контрактации с внедрением «умных технологий» в традиционный банковский бизнес.

Методология. В работе были использованы методы обобщения, систематизации, аналогии, графического и логического анализа, генерирования идей. 

Результаты. В работе изучены свойства инновационного цифрового инструмента контрактации банковского бизнеса, выделены его основные характеристики и основания для применения, рассмотрен механизм его реализации в блокчейн среде. 

Выводы. В статье рассмотрены направления будущего развития банкинга в отечественном банковском секторе и сделаны выводы о дальнейшем развитии «умных технологий» в условиях нарастающей конкуренции между банковскими и технологическими компаниями. Расширение банковского бизнеса в онлайнпространстве невозможно без применения передовых решений в сфере клиентского обслуживания, что приводит к появлению и развитию практики интеллектуализации традиционных контрактных процессов. 

275-286 203
Аннотация

Актуальность. Исследование сбалансированного питания населения является актуальным в настоящее время, так как здоровое питание является одним из ключевых факторов, влияющих на здоровье человека и предотвращающих развитие многих заболеваний. Оно также важно для поддержания оптимального физического и психического состояния, повышения продуктивности и улучшения качества жизни. Неправильное питание и ожирение увеличивают расходы на здравоохранение, поскольку требуется больше ресурсов для лечения связанных с этими проблемами заболеваний. Это оказывает давление на бюджеты здравоохранения и может ухудшить доступность медицинской помощи для других пациентов.

Целью исследования является оценка экономического аспекта важности сбалансированного питания.

Задачи: изучить сущность и основные критерии сбалансированного питания; определить проблемы здравоохранения, связанные с несбалансированным питанием населения; рассмотреть рост численности больных ожирением как проблему здравоохранения.

Методология. Методологической основой исследования послужила идея о наличии связи между сбалансированным питанием населения и нагрузкой на здравоохранение страны. 

Результаты. Проведенный в работе анализ показал, что неправильное питание и ожирение увеличивают расходы на здравоохранение, поскольку требуется больше ресурсов для лечения связанных с этими проблемами заболеваний. Это оказывает давление на бюджеты здравоохранения и может ухудшить доступность медицинской помощи для других пациентов.

Выводы. Сбалансированное питание может привести к снижению затрат на здравоохранение за счет уменьшения риска развития хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и диабет. Это может привести к снижению расходов на здравоохранение для отдельных лиц и общества в целом. Кроме того, сбалансированное питание может повысить производительность и снизить уровень прогулов на рабочем месте. Когда люди правильно питаются, они менее подвержены усталости, болезням и другим заболеваниям, которые могут отразиться на их способности эффективно работать. Это может привести к повышению производительности и экономическому росту. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)