Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Цифровая научно-образовательная среда университета: от теории к практике

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-186-197

Аннотация

Актуальность. Использование цифровых инструментов в последнее десятилетие стало реальностью во всех сферах человеческой деятельности. Современный университет стал полигоном технологических новаций, в котором цифровизация является не только управленческим и научным драйвером, но и постоянной практикой образовательных отношений. 

Вместе с тем процесс внедрения и использования цифровой научно-образовательной среды обусловлен рядом обстоятельств (проблем), которые необходимо преодолеть именно в научном междисциплинарном дискурсе: во-первых, непрекращающимися дискуссиями вокруг диады «человек – искусственный интеллект» и неопределенностью границ коэволюционирующего единения ее составляющих; во-вторых, сложившимся запросом университетского сообщества на их внедрение и инфраструктурной ограниченностью применения цифровых инструментов в образовательной среде конкретного учебного заведения. 

Поэтому цифровая научно-образовательная среда университета остается в фокусе пристального внимания исследователей и всего научного сообщества. 

Цель – определить направления совершенствования цифровой научно-образовательной среды современного российского университета.

Задачи: охарактеризовать теоретико-методологические подходы по созданию и использованию цифровой научно-образовательной среды; выявить проблемы и перспективы реализации управленческих практик по ее внедрению; конкретизировать эффективные пути инновационных изменений.

Методология. Методологический дискурс строится в русле главной проблемы современности – противоречия между достижениями научно-технического прогресса, с одной стороны, и духовно-нравственной культурой – с другой. Концептуальный «портфель» исследования сформирован из основных положений социальных теорий управления образованием с использованием количественных и качественных методов сбора и анализа данных.

Результаты. Определен теоретический «портфель» концепций и подходов, объясняющих социокультурную природу цифровой научно-образовательной среды университета. На основе эмпирических данных, основанных на опросах и экспертных оценках, выявлены плюсы и минусы внедрения цифровых технологий и намечены направления их совершенствования. 

Выводы. Цифровизация является элементом неминуемого прогресса и трансформации всех сфер человеческой деятельности. Цифровая научно-образовательная среда университета призвана стать триггером инновационных изменений в образовательных отношениях.

Об авторах

А. П. Абрамов
Юго-Западный государственный университет
Россия

Абрамов Александр Петрович, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



В. А. Афанасьева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Афанасьева Валерия Александровна, студент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



А. Ю. Супрун
Юго-Западный государственный университет
Россия

Супрун Анна Юрьевна, студент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



М. А. Смирнова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Смирнова Марина Алексеевна, магистрант факультета лингвистики и межкультурной коммуникации

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Бриньолфсон Э., Макафи Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2019. 320 с.

2. Шевелева А. И., Степанова Е. А. Цифровизация в сфере образования // Universum: психология и образование. 2023. № 7 (109). С. 8–10.

3. Ли К. Сверхдержавы искусственного интеллекта. М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2019. 350 с.

4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.

5. Prigogine I. The philosophy of instability // Futures. 1989. Vol. 21, N 4. P. 396–400.

6. Van Gennep A. The Rites of Passage. London; New York: Routledge, 1960. 198 p.

7. Turner V. Liminal to liminoid in play, flow, and ritual: An essay in comparative symbology // Rice University Studies. 1974. Vol. 60, N 3. P. 53–92.

8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

10. Абрамов А. П. Становление личности в системе средних специальных военно-учебных заведений: монография. Курск: Учитель, 2009. 160 с.

11. Сандакова Л. Г., Захаров А. К. Тренды общественного развития: культура – образование – инновации – цифровизация // Вестник Бурятского государственного университета. 2023. № 3. С. 47–58.

12. Шевкун А. В., Пирожникова А. М. Формирование электронно-образовательной среды в условиях цифровизации профессионального образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 18, № 1. С. 100–106.

13. Чжан С. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Научный аспект. 2023. Т. 9, № 4. С. 1090–1095.

14. Розин В. М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «трудности и перспективы цифровой трансформации образования») // Культура культуры. 2023. № 1. URL: https://www.cult-cult.ru/digitalization-in-education/?ysclid=lu2aimxhzl209211687 (дата обращения: 16.01.2024).

15. Малюкова О. В., Матронина Л. Ф. Цифровизация как вызов российскому образованию // Вестник Российского философского общества. 2023. № 1-2 (103-104). С. 149–164.

16. Надтачаев П. В., Мельник С. В. Дуализм цифровизации современного образования // Заметки ученого. 2023. № 7. С. 188–191.

17. Родионова Е. В. Цифровизация высшего образования Российской Федерации: тренды и перспективы // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 243, № 5. С. 64–84.

18. Валеева Г. В. Социально-философские основания цифровизации высшего образования в контексте становления и развития цифрового общества // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Т. 12, № 1А. С. 151–157.

19. Бурганова И. Н., Фарус О. А. Проблемы цифровизации высшего образования в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 7 (133). С. 1–5.

20. Крамчанинова Н. В. Процесс цифровизации образования в системе социального знания // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 5. С. 61–65.

21. Мозговенко А. А., Найдыш А. В., Окулова Е. А. Цифровизация образования: проблемы и возможности // Университетская наука. 2023. № 1 (15). С. 186–189.

22. ЮЗГУ принимает документы на цифровые кафедры. URL: https://swsu.ru/news/main/start_digital_departments/ (дата обращения 12.01.2024).

23. Абрамов А. П., Лю Цзе. Современная китайская модель социокультурного взаимодействия поколений: от традиции к инновации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 2. С. 192–202.


Рецензия

Для цитирования:


Абрамов А.П., Афанасьева В.А., Супрун А.Ю., Смирнова М.А. Цифровая научно-образовательная среда университета: от теории к практике. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(2):186-197. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-186-197

For citation:


Abramov A.P., Afanas'eva V.A., Suprun A.Yu., Smirnova M.A. Digital Scientific and Educational Environment of the University: from Theory to Practice. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(2):186-197. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-186-197

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)