Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Метакомпетенции как ключевой фактор индивидуальной и командной эффективности

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-212-223

Аннотация

Актуальность. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием метакомпетенций студентов вузов как ключевого фактора эффективности индивидуальной и командной работы. Развитие IT-технологий и изменение в системе социальных коммуникаций ведут к постоянному развитию компетенций, прежде всего метакомпетенций. При это происходит «разрыв» между уровнями госуправления, развитием технологий, персонала и социально-экономической сферы, что ведет к социальной катастрофе. Ликвидация такого «разрыва» возможна лишь при развитии компетенций персонала. Приводятся результаты конкретных исследований оценки эффективности индивидуальной и командной работы с помощью методов нелинейной динамики, многофакторного регрессионного и когнитивного моделирования. 

Цель – дать представление о метакомпетенциях и моделях их практического использования в индивидуальной и командной работе.

Задачи: провести краткий анализ существующих компетентностных подходов, в т. ч. дать представление о неклассическом компетентностном подходе; «целостной модели компетенций», используемой в управлении развитием компетенций; дать представление об учебном ситуационном центре (УСЦ) как об эффективной игровой среде для развития компетенций; предложить схему синтеза научных, образовательных и управленческих практик, используемых в вузе; дать общее представление о различных видах социальных траекторий; дать представление об образовательно-карьерной траектории студента как одного из видов социальных траекторий, предназначенных для управления развитием компетенций. 

Методология. При изучении данной темы были использованы: метод теоретического анализа источников исследования проблемы, илюстративно-графический метод, метод сравнительного анализа, а также различные виды моделирования (нелинейная динамика процессов, многофакторное регрессионное и когнитивное моделирование).

Результаты. В статье представлен анализ результатов практических исследований в области всех используемых видов моделирования. 

Вывод. В процессе формирования и развития метакомпетенций как индивидуальных, так и командных авторы предлагают использовать различные виды моделирования (систему моделей), предназначенные для управления метакомпетенциями в проектной работе. 

Об авторах

Т. Н. Каменева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Каменева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии

пр-т Ленинградский, д. 49/2, г. Москва 125167



В. А. Шевырев
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Шевырев Виктор Анатольевич, аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы

ул. Победы, д. 85, г. Белгород 308015



П. Ш. Шихгафизов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Шихгафизов Пирмагомед Шихмагомедович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

пр-т Ленинградский, д. 49/2, г. Москва 125167



Список литературы

1. Константинов И. С., Федотова М. А., Инь Бинь. Информационно-аналитическое обеспечение метасценирования и стратегического планирования международными образовательными бизнес-проектами: результаты практических исследований // Информационные системы и технологии. 2020. № 4(120). С. 66‒74.

2. Boyatzis R. E. The competent manager: a model for effective performance. New York: John Wiley & Sons, 1982. 328 p.

3. McClelland D. Identifying competencies with behavioural-event interviews // Psychological Science. 1998. N 9(5). P. 331‒339.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 394 с.

5. Спенсер Л. М. Компетенции на работе. М.: HIPPO, 2005. 384 с.

6. Le Deist F. D., Winterton J. What is Competence? // Human Resource Development International. 2005. N 8(1). P. 27‒46. https://doi.org/10.1080/13678860420003382277.

7. Skrinjaric B., Domadenik P. Examining the role of key competences in firm performance // International Journal of Manpower. 2019. N 41(4). P. 391–416. https://doi.org/10.1108/IJM-10-2018-0349.

8. Skrinjaric В. Competence-based approaches in organizational and individual context // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. N 9(28). P. 1‒12. https://doi.org/10.1057/s41599-02201047-1.

9. Determinants of 21st-century digital skills: A large-scale survey among working professionals / E. Van Laar, A. J. A. M. van Deursena, J. A. G. M. van Dijka, J. de Haanb // Computers in Work Behavior. 2019. N 100. P. 93‒104. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.06.017.

10. MOOC 5.0: A roadmap to the future of learning / I. Ahmad, S. Sharma, R. Singh, A. Gehlot, N. Priyadarshi, B. Twala // Sustainability (Switzerland). 2022. N 14(18). P. 11199. https://doi.org/10.3390/su141811199.

11. Chaka C. Is Education 4.0 a sufficient innovative, and disruptive educational trend to promote sustainable open education for higher education institutions? A review of literature trends // Frontiers in Education. 2022. N 7. P. 1‒14. https://doi.org/10.3389/feduc.2022.824976.

12. Chigbu B., Ngwevu V., Jojo A. The effectiveness of innovative pedagogy in the industry 4.0: Educational ecosystem perspective // Social Sciences & Humanities Open. 2023. N 7(1). P. 100419. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.P.100419.

13. Кибанов А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом. М.: Проспект, 2012. 72 с.

14. Raitskaya L., Tikhonova E. Skills and Competencies in Higher Education and Beyond // Journal of Language and Education. 2019. N 5(4). P. 4‒8. https://doi.org/10.17323/jle.2019.10186.

15. Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. N 9. P. 5‒11. https://doi.org/10.17323/jle.2023.17001.

16. Абрамов А. П. Социально-психологические модели социализации личности в условиях социальной неопределенности: взгляд социолога // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 829‒841.

17. Коллективное «Мы» или индивидуальное «Я»: какую социализацию выбираем? / А. П. Абрамов, А. В. Ермаков, А. С. Чернов, Лю Цзэ // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 1. С. 176‒186.

18. Федотова М. А., Кулишов Е. Н. Формирование и управление развитием антикризисных команд в техносоциальном пространстве с позиции компетентностного подхода // Russian economic bulletin. 2022. Т. 5, № 1. С. 56‒63.

19. Analysis of team development strategies in the digital techno social space of the organization / V. P. Babintsev, M. A. Fedotova, E. N. Kulishov, T. V. Popov // International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE). 2022. N 14.

20. Tikhonova E., Raitskaya L. Education 4.0: The Concept, Skills, and Research // Journal of Language and Education. 2023. N 9(1). P. 5‒11.

21. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. N 66. P. 279‒333.

22. Виноградов А. Н., Куршев Е. П. Интеллектуальные решения для системы стратегического управления и планирования // Системный анализ в проектировании и управлении: cборник научных трудов XXIV Международной научной и учебно-практической конференции: в 3 ч. СПб.: Политех-пресс, 2020. С. 311‒318.

23. Системная аналитика в управлении. Введение в научно-исследовательскую программу / А. В. Шевырев [и др.]. Белгород: ЛитКараВан, 2016. 384 c.

24. Саати Т. Л. Относительное измерение и его обобщение в принятии решений. Почему парные сравнения являются ключевыми в математике для измерения неосязаемых факторов // Cloud of Science. 2016. Т. 3, № 2. C. 171‒262.


Рецензия

Для цитирования:


Каменева Т.Н., Шевырев В.А., Шихгафизов П.Ш. Метакомпетенции как ключевой фактор индивидуальной и командной эффективности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(2):212-223. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-212-223

For citation:


Kameneva T.N., Shevirev V.A., Shikhgafizov P.S. Meta-Competencies as a Key Factor of Individual and Team Effectiveness. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(2):212-223. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-2-212-223

Просмотров: 241


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)