Теоретические аспекты и развитие рынка электронной коммерции
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-287-299
Аннотация
Актуальность. Цифровизация вносит значительные изменения в бизнес-процессы компаний и формы купли-продажи товаров и услуг. Активное внедрение результатов цифровизации в торговую и торгово-посредническую деятельность позволяет современным российским и мировым компаниям приобретать конкурентные преимущества. Понятие «электронная коммерция» устойчиво закрепилось в научной литературе, отличаясь от такого понятия, как «электронная торговля».
Цель исследования ‒ провести анализ количественных и качественных тенденций развития рынка электронной коммерции в РФ и за рубежом. Предметом данного исследования выступает российский и мировой рынок электронной коммерции.
Задачи. Основными задачами исследования являются: изучение концептуальных подходов к цифровой экономике и Индустрии 4.0; изучение влияния Индустрии 4.0 и цифровой экономики на управленческий учет, включая предложение возможных решений; рассмотрение роли управленческого учета и роли бухгалтера по управленческому учету в цифровой экономике; изучение управления затратами в цифровой экономике и прогноз основных тенденций развития управленческого учета.
Методология. В работе будут использованы методы обобщения, сравнительного анализа, статистического анализа, системно-структурный подход, ретроспективный анализ.
Результаты. В исследовании было показано, что: 1) главное отличие электронной торговли от электронной коммерции заключается в том, что понятие «электронная коммерция» намного шире, чем «электронная торговля», и включает в себя весь процесс товарно-денежных отношений; 2) в ретроспективе электронная коммерция развивалась последовательно, захватывая новые сегменты рынка и используя новую бизнес-модель цифровой платформы; 3) причиной бурного роста электронной коммерции стало изменение потребительских привычек с дальнейшей сменой образа жизни после пандемии.
Вывод. Как следствие, РФ вышла на первое место в мире по темпам роста числа заказов и объемов продаж в сфере электронной коммерции.
Об авторах
В. М. БолговаРоссия
Болгова Виктория Максимовна, магистр экономики, экономический факультет
Ленинские горы 1, стр. 46, г. Москва 119991
А. О. Гостилович
Россия
Гостилович Александр Олегович, инженер лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета
Ленинские горы 1, стр. 46, г. Москва 119991
Список литературы
1. E-commerce. URL: https://www.statista.com/markets/413/e-commerce/ (дата обращения: 06.06.2022).
2. Лапидус Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 381 с.
3. Алтухов А. В., Афинская З. Н., Иващенко Н. П. Умные концепты инновационной экономики: междисциплинарное исследование // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. Т. 26, № 7 (177). С. 730–738.
4. Rogers E. M. Diffusion of innovations. Simon and Schuster, 2010.
5. Балабанов И. Т. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2001. Т. 336. С. 461.
6. Eurocommission. URL: https://ec.europa.eu/info/index_en (дата обращения: 04.06.2022).
7. Типовой закон об электронной торговле. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/commerce.shtml (дата обращения: 05.06.2022).
8. Nemat R. Taking a look at different types of e-commerce // World Applied Programming. 2011. Vol. 1, N 2. P. 100-104.
9. Factors of the development of international e-commerce under the conditions of globalization / V. Babenko [et al.] // SHS Web of Conferences. EDP Sciences, 2019. Vol. 65. P. 04016.
10. Electronic commerce: A managerial perspective 2002 / E. Turban [et al.] // Prentice Hall. 2002. Vol. 13, N 975285. P. 4.
11. Simpson M., Docherty A. J. E‐commerce adoption support and advice for UK SMEs // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2004. N 11(3). P. 315‒328.
12. Laudon K. C., Traver C. G. E-commerce. Boston, MA: Pearson, 2013.
13. Power M. Online highs are old as the net: the first e-commerce was a drugs deal. URL: https://www.theguardian.com/science/2013/apr/19/online-high-net-drugs-deal (дата обращения: 17.06.2022).
14. Palmer C. Using IT for competitive advantage at Thomson Holidays // Long Range Planning. 1988. Vol. 21, N 6. P. 26-29.
15. Market Research Russia. URL: https://www.euromonitor.com/russia (дата обращения: 28.05.2022).
16. Wunderman Thompson Commerce. URL: https://www.wundermanthompson.com/expertise/ commerce (дата обращения: 27.05.2022).
17. Портрет поколения Z как онлайн-потребителей в эпоху цифровой экономики в России / Л. В. Лапидус, А. О. Гостилович, Ш. А. Омарова, К. Э. Кязимов, И. Х. Хубиев // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2020. № 4. С. 260–273.
18. Лапидус Л. В., Леонтьева Л. С., Гостилович А. О. Минимальная цифровая корзина российских регионов для трансформации промышленности // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 212–228.
19. Как покупают онлайн до и во время пандемии. URL: https://e-pepper.ru/news/kakpokupayut-onlayn-do-i-vo-vremya-pandemii-analitika-data-insight.html (дата обращения: 03.06.2022).
20. TOP100 интернет-магазинов: рейтинг 2020. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DITOP100-2020.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Болгова В.М., Гостилович А.О. Теоретические аспекты и развитие рынка электронной коммерции. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(5):287-299. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-287-299
For citation:
Bolgova V.M., Gostilovich A.O. Theoretical Aspects and Development of the E-Commerce Market. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(5):287-299. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-287-299