Управление интеграционными проектами в рамках государственной поддержки программ партнерства малого, среднего и крупного бизнеса
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-59-69
Аннотация
Актуальность. Субъекты малого и среднего бизнеса оказывают существенное влияние на развитие экономики любой страны. Однако при этом они зачастую испытывают трудности в продвижении своей продукции (услуг) и укреплении своих позиций на рынке. Для решения данной проблемы необходимо активировать интеграционные проекты малых и средних предприятий с крупными компаниями в части обеспечения доступа к государственным закупкам.
Цель написания данной статьи состоит в разработке мероприятий и рекомендаций для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, направленных на популяризацию развития совместных партнерских отношений с учетом действующей государственной поддержки.
Задачи: оценить тенденции роста объема закупок компаний с государственным участием у малых и средних предприятий; рассмотреть схему реализации программы партнерства малых и средних предприятий и компаний с государственным участием; определить информационно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов взаимодействия крупнейших заказчиков с субъектами МСП в успешно реализуемых программах партнерства; разработать рекомендации для участников-партнеров для популяризации программ партнерства.
Методология. При написании данной статьи использован комплекс общенаучных методов познания: наблюдение, сравнение, описание, контент-анализ, а также методы программно-целевого планирования.
Результаты. В статье рассматриваются практические аспекты реализации программ партнерства малого, среднего и крупного бизнеса; представлен реестр участников программ партнерства в России по итогам 2023 года из числа МСП (фрагмент); проведен контент-анализ официальных сайтов наиболее крупных заказчиков (входящих в топ-5), успешно реализующих в своей деятельности программы партнерства с субъектами малого и среднего бизнеса на предмет информационно-аналитического обеспечения бизнес-процессов взаимодействия.
Выводы. Разработаны мероприятия и рекомендации для всех действующих и потенциальных участников программ партнерства (малый, средний и крупный бизнес). Создание единого информационного пространства между партнерами позволит принять соответствующие управленческие решения на предмет реализации возможных интеграционных проектов.
Ключевые слова
Об авторе
И. В. АндросоваРоссия
Андросова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента,
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Арошидзе А. А. Региональное развитие малых и средних предприятий: стабильность позиций и значимость в экономике // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 1. С. 119–132.
2. Евченко А. В., Щербаков Д. Б. Научно-методический аппарат формирования и реализации эффективных инновационных стратегий в контексте сквозного планирования функционирования и развития предприятий // Деловой вестник предпринимателя. 2020. № 2(2). С. 37‒42.
3. Максуд Л. Роль малого и среднего бизнеса в экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 5. С. 119‒128.
4. Vacek J., Dvorakova L., Skrivan L. Small and Medium-Sized Enterprises in the Service Sector in the Conditions of Industry 4.0 and Society 4.0: Evidence from the South-West Region of the Czech Republic // Economy of Regions. 2022. Vol. 18, N 4. P. 1031‒1045. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2022-4-5
5. Есенкова Г. А., Евченко А. В. Выбор приоритетного направления развития предприятия с применением экспертного метода анализа иерархий // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 4(10). С. 59‒66.
6. Чаттаев А. Р., Бондаренко А. В., Лукиянов М. Ю. Государственный контракт ‒ инструмент для эффективного управления государственными активами. Государственные закупки и бизнес // Евразийский юридический журнал. 2023. № 12(187). С. 14‒17.
7. Гладилин А. В., Глаз Ю. А., Вергунов И. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса как фактор развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2024. № 5(166). С. 822‒825.
8. Брагина А. В., Вертакова Ю. В., Евченко А. В. Формирование и развитие сквозных технологий планирования деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики: теория и практика. Курск: Университетская книга, 2020. 127 с.
9. Симионова Н. Е. Интеграционные проекты: проблемы управления // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 3(16). С. 118.
10. Евченко А. В., Есенкова Г. А., Щербаков Д. Б. Роль и значение технологического предпринимательства в обеспечении устойчивого экономического роста в контексте формирования зеленой экономики // Деловой вестник предпринимателя. 2022. № 7(1). С. 50‒58.
11. Манохин П. Е., Шакмакова Е. С. Анализ эффективности программы партнерства при реализации государственного заказа // Фотинские чтения. 2015. № 2(4). С. 279‒283.
12. Программа партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства. URL: https://beta.rshb.ru/about/purchases/partnership-program (дата обращения: 06.05.2024).
13. Erdin C., Ozkaya G. Contribution of small and medium enterprises to economic development and quality of life in Turkey // Heliyon. 2020. N 6(2). P. 03215 https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e03215
14. Кициненко А. Б. Проблема определения понятия «взаимодействие государства и бизнеса» // Державинский форум. 2023. Т. 7, № 4(28). С. 490‒496.
15. Согачева О. В., Симоненко Е. С. Алгоритм оценки эффективности функционирования малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 3(33). С. 135‒140.
16. Корпорация МСП представила на ПМЭФ-2024 рейтинг лояльности госкомпаний-заказчиков по закупкам у МСП ‒ АО «Корпорация развития МСП ПК». URL: https://pgfperm.ru/info/novosti/korporatsiya-msp-predstavila-na-pmef-2024-reyting-loyalnosti-goskompaniy-zakazchikov-po-zakupkam-u-m (дата обращения: 06.05.2024).
17. Прохорова Ю. С. Комплексный подход к управлению стоимостью строительства объекта в условиях государственного инвестирования // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 8(178). С. 861‒872.
18. Золотухина Ю. В., Адаменко А. А., Крыжановская О. А. Выбор стратегии трансформации бизнеса организациями-участниками информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 37(5). С. 116-123.
19. Korneeva E., Strielkowski W. The role of the information and communication technologies in the institutional and economic sustainability of the post-pandemic small and medium enterprises // Terra Economicus. 2023. Vol. 21, N 1. P. 80‒93. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2023-21-1-80-93
20. Гарбузов И. С., Пчелкин К. А. Роль и влияние государственной поддержки предпринимательства на развитие малого и среднего бизнеса: анализ правовых механизмов и их эффективность // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 105-6. С. 87-90
21. О грантовой программе. URL: https://inno-sc.ru/grants/# (дата обращения: 06.05.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Андросова И.В. Управление интеграционными проектами в рамках государственной поддержки программ партнерства малого, среднего и крупного бизнеса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(4):59-69. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-59-69
For citation:
Androsova I.V. Management of integration projects within the framework of state support for partnership programs for small, medium and large businesses. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(4):59-69. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-59-69