Региональные особенности цифровизации государственного управления: опыт Орловской области
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-94-107
Аннотация
Актуальность. Российские регионы характеризуются различной степенью готовности к внедрению цифровых технологий в систему управления, указанный процесс часто происходит формально и не предполагает существенного изменения формата взаимодействия между населением и бизнесом, с одной стороны, и региональными органами исполнительной власти ‒ с другой. Изучение специфики цифровизации государственного управления позволит выявить «узкие места» для совершенствования на уровне субъекта Российской Федерации мер поддержки цифровой трансформации, определить и тиражировать успешный опыт.
Цель статьи предопределяется её тематикой и заключается в определении региональных особенностей цифровизации государственного управления в Орловской области.
Задачи. Для достижения поставленной цели рассматриваются теоретико-методологические, организационные и нормативные основы цифровизации государственного управления, проводится сравнительный анализ ключевых показателей цифровизации в данной сфере, определяются возможности и угрозы цифровизации с учетом специфики социально-экономического развития исследуемого региона.
Методология. Эмпирические данные для проведения исследования представлены данными официальной статистики. Основными методами исследования являются статистический анализ рядов данных, сравнительный анализ, SWOT-анализ.
Результаты. Базовые условия для цифровой трансформации управления в Орловской области сформированы: разработаны и реализуются соответствующие региональные стратегии и программы, установлены контрольные показатели их реализации, функционирует система органов, развивается необходимая для успешной цифровизации инфраструктура. Однако отсутствует перечень конкретных мер по интеграции государственных региональных информационных систем в федеральные суперсервисы, мер по кадровому и финансовому обеспечению процессов цифровизации, повышению уровня цифровой грамотности населения, активизации информационно-просветительской работы среди населения. Решение указанных проблем позволит повысить эффективность цифровой трансформации государственного управления в Орловской области.
Выводы. Региональная специфика предопределяет эффективность цифровой трансформации государственного управления в субъектах Российской Федерации. Региональные программы должны не просто повторять федеральные инициативы, но и адаптировать их с учетом территориальных особенностей социально-экономического развития.
Об авторах
Е. М. СамородоваРоссия
Самородова Елена Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
менеджмента и управления персоналом,
ул. Октябрьская, д. 12, г. Орел 302028
Е. А. Сотников
Россия
Сотникова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, заместитель
начальника управления научной работы, доцент кафедры менеджмента и управления персоналом,
ул. Октябрьская, д. 12, г. Орел 302028
Список литературы
1. Оnyango G., Ondiek J. O. Digitalising analogue policy targets: «Digital capabilities» of older persons and policy digitalisation of social safety net programs in a developing country context // Journal of Technology in Human Services. 2023. N 10. Р. 1-26.
2. Власюк Л. И. Цифровое неравенство российских регионов: стратегические возможности и угрозы // Экономика промышленности. 2023. № 16(1). С. 59–68.
3. Абрамов В. И., Андреев В. Д. Совершенствование методики оценки индекса цифровой зрелости регионов России с учетом аспектов второго и третьего этапа цифровой трансформации государственного и муниципального управления на основе зарубежного опыта // Управленческие науки. 2023. № 13 (1). С. 32-46.
4. Архипова М. Ю., Сиротин В. П. Региональные аспекты развития информационно коммуникационных и цифровых технологий в России // Экономика региона. 2019. Т. 15, № 3. С. 670-683.
5. Балтатарова С. Б., Мижитдоржиева С. Д. Особенности цифровизации в рамках развития регионов // Мировая наука. 2022. № 1(58). С. 21-25.
6. Берман С. С. Анализ цифровизации государственного управления: региональный аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 7. С. 104-111.
7. Гаджиметов Б. Э., Щукин О. С., Яковлева И. К. Внедрение цифровых технологий в процесс государственного управления регионом // Современная экономика: проблемы и решения. 2021. № 11. С. 122-135.
8. Демьянова О. В., Сулейманова Н. Р. Региональные факторы реализации проектов цифровой трансформации // Индустриальная экономика. 2022. Т. 8, № 3. С. 712-717.
9. Оборин М. С. Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13. С. 91-101.
10. Цифровая трансформация социально-экономического развития региона: коллективная монография / отв. ред. З. Э. Сабирова, О. В. Сидорова. Уфа: БАГСУ, 2022. 446 с.
11. Куркин В. А. Цифровая подсистема региона: сущность, инструменты управления // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2022. № 1 (69). С. 1‒14.
12. Леньшин В. П. Цифровые социальные технологии как инструмент реализации региональных стратегий социально-экономического развития и стратегий цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. Вып. 17, ч. 3. С. 265-268.
13. Лясковская Е. А., Григорьева К. М., Халилова Г. Р. Цифровизация государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2023. Т. 17, № 4. С. 29-42.
14. Шатохин М. В., Булавина М. А. Региональные аспекты механизма цифровизации управления социально-экономическим развитием территории // Вестник Института мировых цивилизаций. 2021. Т. 12, № 2. С. 86-93.
15. Панасюк М. В. Управление регионом: территориальный подход: монография. Казань: Казанский государственный университет, 2005. 161 с.
16. Проблемы устойчивого развития региона в цифровой экономике: монография / под ред. А. В. Райхлиной, А. В. Юрченко. Ярославль: ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2022. 148 с.
17. Уварова Г. Г. Тренды цифровой трансформации деятельности органов государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 60–64.
18. Фокина Н. А. Формирование концептуальной цифровой модели региона // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. № 3. С. 157-166.
19. Шапошник С. Б. Факторы цифрового развития регионов России: статистическое исследование // Информационное общество. 2022. № 6. С. 6-19.
20. Цифровая трансформация государственного управления: кейсы и лучшие практики. М.: Счетная палата РФ, 2022. 72 с.
Рецензия
Для цитирования:
Самородова Е.М., Сотников Е.А. Региональные особенности цифровизации государственного управления: опыт Орловской области. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(4):94-107. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-94-107
For citation:
Samorodova E.M., Samorodova E.M. The regional features of digitalization in public administration: experience of the Orel region. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(4):94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-94-107