Управление знаниями как стратегический ресурс развития организации
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-213-226
Аннотация
Актуальность. Трансформационные процессы в современной экономической среде характеризуются как высокодинамические с ускорением темпов как на микро-, так и на макроуровнях экономических систем. Скорость преобразований постоянно растет, придавая конкуренции все более жесткий характер и заставляя субъектов хозяйствования приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса. В этих условиях формирование системы управления знаниями как непрерывного менеджмента организации может стать полезным инструментом и ключом к приобретению конкурентных преимуществ организации.
Цель работы заключается в определение роли управления знаниями как важного ресурса и ключевого фактора экономического успеха организации, позволяющего адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса.
Задачи: раскрыть сущность управления знаниями в организациях; выделить основные проблемы, связанные с необходимостью идентификации знаний организации и управления ими.
Методология. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: процессно-функциональный, методы анализа и синтеза, концепция результативности управления – для усовершенствования методического подхода к оценке управления знаниями в организации, определения направлений повышения результативности использования знаний в бизнес-процессах; теоретического обобщения – для выделения видов знаний предприятия.
Результаты. Управление знаниями в организации является способом получения прибыли и обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Внедрение концепции управления знаниями в процесс менеджмента предприятий имеет многоаспектное прикладное значение, которое закладывает объективные предпосылки для приобретения устойчивых конкурентных преимуществ в рыночных условиях. хозяйствования.
Выводы. Обоснована роль управления знаниями исходя из тезиса «Знание – главный ресурс экономического развития в современных условиях», что позволило установить необходимость формирования и эффективной реализации интеллектуального капитала (образование, наука, профессиональное обучение, развитие креативности, инновации). Доказано, что результатами использования знаний организации являются инновационные продукты и технологии, стратегическая компетентность и конкурентные преимущества на рынке, новые организационные модели сотрудничества, накопления и передачи опыта.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. КилимоваРоссия
Килимова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
М. Д. Черкашин
Россия
Черкашин Михаил Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. О. Спицына
Россия
Спицына Анна Олеговна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ул. Ломоносова, д. 3, г. Курск 305016
Список литературы
1. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2004. 272 с.
2. Prusak L. Where Did Knowledge Management Come From? // IBM Systems Journal. 2001. N 40(4). Р. 1002-1007.
3. Грицанов А. А., Можейко М. А., Румянцева Т. Г. Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2001. 280 с.
4. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
5. Haradhan K. M. The Roles of Knowledge Management for the Development of Organizations // Journal of Scientific Achievements. 2017. N 2. Р. 1-27.
6. Šajeva S. The analysis of key elements of socio-technical knowledge management system // Economics & Management. 2010. Р. 765-774.
7. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. М.: ИНФРА-М, 2002. 304 с.
8. Морковкин Д. Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С. 74-80.
9. Зотова А. С., Тимощук Н. А. Особенности формирования системы управления знаниями в организации // Основы Основы экономики управления и права. 2013. № 2 (8). С. 60-63.
10. Тузовский А. Ф., Васильев И. А., Усов В. М. Программная реализация основных компонент информационно-программного обеспечения системы управления знаниями // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307, № 7. С. 116-122.
11. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское Радио, 1974. 272 с.
12. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О’нил. СПб.: Питер, 2005. 384 с.
13. Беляева И. Ю. Корпоративные стратегии и технологии в условиях глобальных вызовов: монография / под редакцией И. Ю. Беляевой, О. В. Даниловой. М.: КНОРУС, 2021. 512 с.
14. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
15. Hansen M., Nohria N., Tierney T. What’s Your Strategy for Managing Knowledge? // Harvard Business Review. 1999. N 77(2). Р. 106-116.
16. Davenport T. H., de Long D., Beers M. Successful Knowledge Management Projects // Sloan Management Review. 1998. N 39(2). Р. 43-57.
17. Bukowitz W. R., Williams R. L. The Knowledge Management Fieldbook Upper Saddle River. New York: Financial Times, Prentice Hall, 1999. 456 р.
18. Wiig K. M. Integrating Intellectual Capital and Knowledge Management // Long Range Planning. 1997. N 30(3). Р. 399-405.
19. Халафян А. А. STATISTICА 6. Статистический анализ данных. 3-е изд. М.: Бином-Пресс, 2007. 512 с.
20. Ходкинсон Дж. П., Сперроу П. Р. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 392 с.
21. Wheelwright S. C., Clark K. B. Revolutionizing product development: Quantum leaps in speed, efficiency and quality. New York: The Free Press, 1992. 322 р.
22. Спицына А. О., Черкашин М. Д. Креативность как атрибут нового среднего класса // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1 (4). С. 80-82.
Рецензия
Для цитирования:
Килимова Л.В., Черкашин М.Д., Спицына А.О. Управление знаниями как стратегический ресурс развития организации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(5):213-226. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-213-226
For citation:
Kilimova L.V., Cherkashin M.D., Spicyna A.O. Knowledge management as a strategic resource for organizational development. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(5):213-226. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-213-226