Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Управление знаниями как стратегический ресурс развития организации

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-213-226

Аннотация

Актуальность. Трансформационные процессы в современной экономической среде характеризуются как высокодинамические с ускорением темпов как на микро-, так и на макроуровнях экономических систем. Скорость преобразований постоянно растет, придавая конкуренции все более жесткий характер и заставляя субъектов хозяйствования приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса. В этих условиях формирование системы управления знаниями как непрерывного менеджмента организации может стать полезным инструментом и ключом к приобретению конкурентных преимуществ организации.

Цель работы заключается в определение роли управления знаниями как важного ресурса и ключевого фактора экономического успеха организации, позволяющего адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса.

Задачи: раскрыть сущность управления знаниями в организациях; выделить основные проблемы, связанные с необходимостью идентификации знаний организации и управления ими.

Методология. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: процессно-функциональный, методы анализа и синтеза, концепция результативности управления – для усовершенствования методического подхода к оценке управления знаниями в организации, определения направлений повышения результативности использования знаний в бизнес-процессах; теоретического обобщения – для выделения видов знаний предприятия.

Результаты. Управление знаниями в организации является способом получения прибыли и обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Внедрение концепции управления знаниями в процесс менеджмента предприятий имеет многоаспектное прикладное значение, которое закладывает объективные предпосылки для приобретения устойчивых конкурентных преимуществ в рыночных условиях. хозяйствования.

Выводы. Обоснована роль управления знаниями исходя из тезиса «Знание – главный ресурс экономического развития в современных условиях», что позволило установить необходимость формирования и эффективной реализации интеллектуального капитала (образование, наука, профессиональное обучение, развитие креативности, инновации). Доказано, что результатами использования знаний организации являются инновационные продукты и технологии, стратегическая компетентность и конкурентные преимущества на рынке, новые организационные модели сотрудничества, накопления и передачи опыта.

Об авторах

Л. В. Килимова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Килимова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



М. Д. Черкашин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Черкашин Михаил Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



А. О. Спицына
Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Спицына Анна Олеговна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ул. Ломоносова, д. 3, г. Курск 305016



Список литературы

1. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2004. 272 с.

2. Prusak L. Where Did Knowledge Management Come From? // IBM Systems Journal. 2001. N 40(4). Р. 1002-1007.

3. Грицанов А. А., Можейко М. А., Румянцева Т. Г. Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2001. 280 с.

4. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.

5. Haradhan K. M. The Roles of Knowledge Management for the Development of Organizations // Journal of Scientific Achievements. 2017. N 2. Р. 1-27.

6. Šajeva S. The analysis of key elements of socio-technical knowledge management system // Economics & Management. 2010. Р. 765-774.

7. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. М.: ИНФРА-М, 2002. 304 с.

8. Морковкин Д. Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С. 74-80.

9. Зотова А. С., Тимощук Н. А. Особенности формирования системы управления знаниями в организации // Основы Основы экономики управления и права. 2013. № 2 (8). С. 60-63.

10. Тузовский А. Ф., Васильев И. А., Усов В. М. Программная реализация основных компонент информационно-программного обеспечения системы управления знаниями // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307, № 7. С. 116-122.

11. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское Радио, 1974. 272 с.

12. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О’нил. СПб.: Питер, 2005. 384 с.

13. Беляева И. Ю. Корпоративные стратегии и технологии в условиях глобальных вызовов: монография / под редакцией И. Ю. Беляевой, О. В. Даниловой. М.: КНОРУС, 2021. 512 с.

14. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.

15. Hansen M., Nohria N., Tierney T. What’s Your Strategy for Managing Knowledge? // Harvard Business Review. 1999. N 77(2). Р. 106-116.

16. Davenport T. H., de Long D., Beers M. Successful Knowledge Management Projects // Sloan Management Review. 1998. N 39(2). Р. 43-57.

17. Bukowitz W. R., Williams R. L. The Knowledge Management Fieldbook Upper Saddle River. New York: Financial Times, Prentice Hall, 1999. 456 р.

18. Wiig K. M. Integrating Intellectual Capital and Knowledge Management // Long Range Planning. 1997. N 30(3). Р. 399-405.

19. Халафян А. А. STATISTICА 6. Статистический анализ данных. 3-е изд. М.: Бином-Пресс, 2007. 512 с.

20. Ходкинсон Дж. П., Сперроу П. Р. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 392 с.

21. Wheelwright S. C., Clark K. B. Revolutionizing product development: Quantum leaps in speed, efficiency and quality. New York: The Free Press, 1992. 322 р.

22. Спицына А. О., Черкашин М. Д. Креативность как атрибут нового среднего класса // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1 (4). С. 80-82.


Рецензия

Для цитирования:


Килимова Л.В., Черкашин М.Д., Спицына А.О. Управление знаниями как стратегический ресурс развития организации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(5):213-226. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-213-226

For citation:


Kilimova L.V., Cherkashin M.D., Spicyna A.O. Knowledge management as a strategic resource for organizational development. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(5):213-226. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-213-226

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)