Модель стартап-эволюции юридических услуг как экосистемы в условиях цифровизации
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-82-94
Аннотация
Актуальность. В сфере юридических услуг происходят глобальные изменения, связанные с внедрением технологий и изменением структуры рынка юридических услуг. Это обусловлено цифровизацией и появлением новых технологий, изменением бизнес-моделей в юридической сфере, ростом числа юридических стартапов, эволюцией потребностей клиентов, а также регуляторными изменениями и адаптацией к цифровой среде.
Цель ‒ разработка модели стартап эволюции юридических услуг как экосистемы в условиях цифровизации.
Задачи: рассмотрение видов стартапов в сфере юридических услуг; изучение роли юридических стартапов и влияния на конкурентную среду, а также на доступность и качество юридических услуг; определение особенностей реализации экосистемного подхода в юридических услугах и его преимуществ для клиентов и поставщиков услуг.
Методология. Проведен абстрактно-логический анализ специальной экономической литературы. Применение метода абстрагирования позволило рассмотреть основные виды стартапов и дать сущностную характеристику. Реализация метода моделировании позволила разработать модель стартап-эволюции юридических услуг как экосистемы в условиях цифровизации.
Результаты. Предложена модель стартап-эволюции юридических услуг как экосистемы в условиях цифровизации. Реализация модели формирует целостный взгляд на стартап-эволюцию юридических услуг посредством аргументации ключевых событий на каждом из выделенных этапов и констатации их влияния на виды исследуемых услуг.
Выводы. Цифровизация юридических услуг приводит к значительным изменениям в структуре соответствующего рынка. Развитие стартапов требует гибкости и адаптации со стороны юридических фирм для их реализацию, для чего необходим детальный анализ их эволюции.
Ключевые слова
Об авторах
В. О. БессарабовРоссия
Бессарабов Владислав Олегович, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем и технологий управления
ул. Щорса, д. 31, г. Донецк 283050, Российская Федерация
С. С. Демидов
Россия
Демидов Сергей Сергеевич, старший преподаватель кафедры правовых и политических наук
ул. Щорса, д. 31, г. Донецк 283050, Российская Федерация
Список литературы
1. Демидов С. С. К вопросу стартапов в сфере юридических услуг // Актуальные вопросы современной экономики: материалы V Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург ‒ Витебск ‒ Астана ‒ Донецк, 17-18 октября 2024 г. СПб.: Издательство БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, 2024. С. 249-252.
2. Бланц А. Н. Правовая природа юридических услуг, правовых услуг и квалифицированной юридической помощи: сравнительно-правовой анализ // Фестиваль права: сборник трудов IV Всероссийского образовательного форума, г. Ставрополь, 06–07 декабря 2018 года / под редакцией М. С. Трофимова. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. С. 60–62.
3. Ситдикова Л. Б. Понятие и виды правовых услуг: соотношение правовых и юридических услуг // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского, г. Москва, 23 апреля 2015 года. Москва: Концепция, 2015. С. 331–334.
4. Пономаренко Ю. А. Сложные вопросы признания прочих расходов: командировочные, представительские, рекламные, подготовка кадров, услуги связи, юридические консультационные услуги // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2009. № 1(121). С. 15–20.
5. Мыгаль В. А., Греченкова О. Ю. Юридические услуги в системе профессиональных услуг // Проблемы развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 01 декабря 2015 года / ответственный редактор А. А. Сукиасян. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. Т. 2. С. 46–48.
6. Мамиев А. Г., Цаликова М. Б. Юридическая помощь и оказание юридических услуг: соотношение понятий // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12, № 9-1. С. 222–229.
7. Бондаренко Т. Г., Исаева Е. А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Науковедение: Интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 5. С. 1‒12.
8. Иншаков М. О., Орлова А. А. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. Экология. 2014. № 1. С. 66‒76.
9. Раева И. В. Стартап: понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в РФ. 2021. № 6 (237). С. 45–55.
10. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели = The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. М.: Альпина Паблишер, 2014. 256 с.
11. Зиннатуллина Г. Р. Стартап как драйвер роста российской экономики // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2017. С. 107–110.
12. Дубинин Е. Е. Стартапы и их формирование // Финансовый директор. 2017. № 7. С. 9.
13. Фирова С. В., Калинина О. В., Барыкин С. Е. Концептуальный подход к структурированию инновационно-инвестиционных проектов // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10, № 1. С. 80–87.
14. Фролова К. А. Состояние рынка стартапов в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 2. С. 78–81.
15. Галака А. К., Ростова А. С. Исследование особенностей инновационных стартап проектов // Неделя науки СПБПУ: материалы научной конференции с международным участием. СПб.: Издательский дом СПБПУ, 2017. С. 17–21.
16. Экланд С. Ангелы, драконы и стервятники. Как привлечь инвесторов в свой стартап и сохранить бизнес. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2014. 188 с.
17. Хоффман Р., Йе К., Гейтс Б. Блиц-масштабирование: Как создать крупный бизнес со скоростью света. М.: Альпина Паблишер, 2019. 400 с.
18. Исследование Nielsen: Лучшая реклама ‒ это сарафанное радио // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2009/07/13/2095 (дата обращения: 18.11.2024).
19. Салтыков Б. Г., Гордеев М. Н. Краудфандинг как инструмент венчурного инвестирования в России и за рубежом // Инновации. 2016. № 4 (210). С. 40–46.
20. Мухаметгалиева С. Х. Правовое регулирование прав и обязанностей участников инвестиционной деятельности // NOVAUM.RU. 2021. № 30. С. 59–61.
21. Шудра В. Ф., Беличко А. Н. Как подготовить успешный бизнес-план. Киев: VOCA, 2018. 288 с.
22. Безпятый М. В. Автоматизация и оптимизация процессов разработки и развертывания в DEVOPS: применение современных методов и инструментов // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 458–464.
23. Щербинина А. А. PR-продвижение start-up проекта. СПб.: СПбПУ, 2016. 105 с.
24. Бессарабов В. О., Тымчина Л. И. Дискурсивное поле эволюции аутсорсинговых и консалтинговых услуг в условиях цифровизации экономики региона: логика формирования и структура // Первый экономический журнал. 2022. № 8 (326). С. 39-47.
25. Колбин Е. «Кто откладывал миграцию в облако, поменяли свои планы» // РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/cmrm/5fdb50759a79478e9dc34959?from=copy (дата обращения: 18.11.2024).
26. Исследование Deloitte: в каких банках обслуживание удобнее. URL: https://www.rbc.ru/finances/23/12/2016/585d473c9a7947ab80dffdfe (дата обращения: 18.11.2024).
27. Макарова Ю. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны? // РБК. Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 (дата обращения: 15.11.2024).
28. Бессарабов В. О., Демидов С. С. О теоретических особенностях юридических услуг в современных условиях // Индустриальная экономика. 2022. Т. 5, № 1. С. 445-450.
Рецензия
Для цитирования:
Бессарабов В.О., Демидов С.С. Модель стартап-эволюции юридических услуг как экосистемы в условиях цифровизации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(1):82-94. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-82-94
For citation:
Bessarabov V.O., Demidov S.S. The startup model of the evolution of legal services as an ecosystem in the context of digitalization. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(1):82-94. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-82-94