От мультпредпочтений дошкольников и их родителей к трансляции культуры в деталях (социологическая рефлексия)
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-155-167
Аннотация
Актуальность. Мультипликация как культурное явление, влияющее на ценностные ориентации, поведение, культурную идентичность подрастающего поколения, широко представлена в многочисленных научных исследованиях различного уровня и социальных практиках. Многие исследователи отмечают положительный потенциал отечественных (советских) мультфильмов для детей, которые пропагандировали лучшие общечеловеческие ценности. Объект исследования – отечественные (советские) мультфильмы. Предмет – социокультурные характеристики мультфильмов, понимаемые как отражение различных сторон жизни и культуры общества советского периода, нормы поведения, социальные ценности и качества личности (дружба, доброта, справедливость, зависть или агрессивное отношение и др.). Цель ‒ переосмысление положительного потенциала детских отечественных (советских) мультфильмов для трансляции лучшего культурного наследия нашей страны подрастающему поколению. Задачи: выявить мультпредпочтения родителей и дошкольников; составить рейтинг любимых родителями советских мультфильмов; определить социокультурные характеристики мультфильмов, вошедших в рейтинг; установить, транслируют ли родители мультипликационное наследие нашей страны своим детям. Методология исследования включает анализ социокультурных характеристик мультфильмов, методы систематизации и графического представления данных. Основной метод – опрос (анкетирование, n=53, июнь, октябрь 2024 года, г. Курск). Результаты. В работе представлены результаты исследования зрительских мультпредпочтений родителей и дошкольников; составлен рейтинг любимых родителями советских мультфильмов. Установлены корреляционные связи между оценками мультфильмов студии «Союзмультфильм» и творческого объединения «Экран» и построена схематическая модель установленных связей. Предпринята попытка объяснить выявленные связи в данных группах мультфильмов. Выводы. Детские советские мультфильмы являются ценным культурным наследием нашей страны, которое необходимо транслировать подрастающему поколению. Современные родители, являясь носителями мультипликационного наследия конца XX в., сами любят мультфильмы из детства, но не передают любовь к отечественной (советской) мультипликации своим детям (75,5% респондентов). Позволяя дошкольникам ежедневно смотреть современные, часто транслируемые мультфильмы и мультсериалы, они способствуют формированию у них иной мульткультуры.
Об авторах
Е. В. УвароваРоссия
Уварова Елена Викторовна, магистрант кафедры философии и социологии
О. А. Гримов
Россия
Гримов Олег Александрович, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии
Л. В. Килимова
Россия
Килимова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии и социологии
Список литературы
1. Кравчук П. Ф., Гримов О. А. Личность в условиях информационно-коммуникативной культуры // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 6(45). С. 177-183. EDN QIACXZ
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. М.: Инфра-Инженерия, 2021. 252 с.
3. Востокова Е. Д. Искусство мультипликации как средство сохранения и развития культуры Бурятии // Социально-культурная среда современного общества: актуальные вопросы теории и практики: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, г. Улан-Удэ, 28–29 апреля 2022 года / Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2022. С. 65-74. EDN UTNKTC
4. Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации // Лингвокультурология. 2009. № 3. С. 142-147. EDN PUWNXB
5. Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Представления родителей о мультипликационных предпочтениях детей дошкольников // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, № 4. С. 37–46.
6. Харитонова А. А. Психологический анализ воспитательного потенциала популярных анимационных произведений // Наука молодых ‒ будущее России: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, г. Пенза, 30 ноября 2023 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. С. 266-269. EDN UJXNOD
7. Миронова А. О. Анимация как универсальный язык современной визуальной культуры // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XCVII студенческой международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 18 января 2021 года. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2021. Т. 1 (97). С. 5-10. EDN PZWWVH
8. Крат В. А., Былкова С. В. Влияние анимационных фильмов на детскую аудиторию (нравственный аспект) // Филология и лингвистика. 2015. № 2 (2). С. 19-25.
9. Килимова Л. В., Ветрова О. А., Нишнианидзе О. О. Особенности организации досуговых практик в современных социокультурных условиях // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. Т. 13, № 1. С. 266-270. EDN QZZFSZ
10. Нагель О. П. Социализация детей от 0 до 12 средствами современных мультфильмов // Наука и школа. 2019. № 6. С. 226‒233.
11. Амеликова А. В. О разрушительном влиянии современных мультфильмов на личность ребенка // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре: материалы VI Международного молодежного форума, проводимого по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, г. Елец, 25 мая 2018 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. С. 159-162. EDN XQROUH
12. Ильина П. И., Смольников В. Ю. Ценности и смыслы аудиовизуальных средств информации для младшего школьника и его родителей // Диалог учительских поколений: точки роста: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 27 ноября 2020 года. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021. С. 45-53. EDN NWBTKK
13. Коломникова Е. Н. Возможности мультипликации в духовно-нравственном развитии детей // Нравственные ценности и будущее человечества: сборник статей XIII Международных аксиологических чтений, г. Омск, 29 марта 2022 года. Омск: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования», 2022. С. 19-26. EDN UXEGRF
14. Корнаухова В. А. Влияние музыки из кино на музыкальное воспитание школьников // Музыкально-эстетическое и художественное образование: опыт, традиции, инновации: материалы Международной научно-практической конференции (студенческие доклады), г. Елец, 26 октября 2023 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2023. С. 7-10. EDN LAJGQW
15. Максимов А. В. Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 1(18). С. 144-160. https://doi.org/10.51216/2687-072X_2022_1_144. EDN AKEIKC
16. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Роль мультипликации в этнокультурной социализации // Инновации в медицине, психологии и педагогике: материалы VII Международной научно-практической конференции, Вьетнам, Муй Нэ, 27 апреля – 7 мая 2016 года / под научной редакцией М. Г. Чухровой, О. А. Белобрыкиной. Вьетнам, Муй Нэ: Немо Пресс, 2016. С. 243-247. EDN XAVMDP
17. Тупичкина Е. А., Семенака С. И. Мультпедагогика как средство социально-нравственного воспитания дошкольников. Модель реализации инновационного проекта // Дошкольное воспитание. 2022. № 4. С. 10-20. EDN EQBMXJ
18. Веселые человечки: Культурные герои советского детства: сборник статей / сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 536.
19. Абрамов А. П. Личность в социологических теориях: категории, концепции и принципы изучения // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. № 4 (20). С.80-88.
20. Костюкевич М. Белая «Пластилиновая ворона» // Московский комсомолец. 2002. 16 декабря. URL: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2002/12/16/129578-belaya-plastilinovaya-vorona.html (дата обращения: 26.01.2025).
21. Васильева В. П. Советская мультипликация как исторический источник: историография и подходы к изучению // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных: сборник материалов IV Всероссийской молодежной научной конференции, г. Новосибирск, 20 августа – 22 августа 2015 года. Новосибирск: Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, 2015. С. 254-260. EDN VMXIBJ
Рецензия
Для цитирования:
Уварова Е.В., Гримов О.А., Килимова Л.В. От мультпредпочтений дошкольников и их родителей к трансляции культуры в деталях (социологическая рефлексия). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):155-167. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-155-167
For citation:
Uvarova E.V., Grimov O.A., Kilimova L.V. From the cartoon preferences of preschoolers and their parents to the transmission of culture in detail (sociological reflection). Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):155-167. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-155-167