Университет как интегратор инновационных образовательных процессов подготовки кадров для развития цифровой экономики региона
Аннотация
Актуальность. Цифровая трансформация экономики влияет на изменения в сфере образования, меняет качественно и количественно технологии взаимодействия участников образовательного процесса, ставит перед университетом задачи развития цифрового образования и создает новые возможности для модернизации образовательного процесса под запросы рынка труда в условиях цифровой экономики.
Цель – выявить возможности и предложить концепцию по созданию университета как интегратора инновационных образовательных процессов для усиления вклада сферы образования в развитие цифровой экономики региона.
Задачи: исследовать потенциал востребованности цифрового образования; предложить концепцию модернизации университетского образования в условиях цифровой экономики; изложить практический опыт Юго-Западного государственного университета в реализации государственных программ «Цифровая экономика РФ» и «Развитие образования».
Методология. Исследование базируется на принципах системного анализа проблем развития цифрового образования, рассматриваемых с позиций перехода к цифровой экономике.
Результаты. Дана оценка основным тенденциям развития цифрового образования. Предложена концепция создания университета-интегратора, предусматривающая объединение в целостную систему на базе университета материальных и интеллектуальных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов и инструментов, цифровых технологий и контента для реализации образовательных программ и формирования компетенций, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности рынка труда под запросы цифровой экономики региона.
Вывод. Университет как интегратор инновационных образовательных процессов должен стать центром организации, развития и практической реализации цифрового образования для обеспечения цифровой экономики региона специалистами с необходимыми компетенциями в сфере информационных технологий.
Об авторе
И. А. ТомаковаРоссия
Томакова Ирина Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики, управления и аудита
ул. 50 лет Октября, 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Каткова М. А., Титова Ю. С. Цифровая экономика: содержание и тенденции развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 257-264.
2. Хохлова М. Н. Новая архитектура цифровой экономики // Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 132-144.
3. Руденко И. Р., Бессонова Е. А. Механизм взаимодействия власти и бизнес-структур в развитии инновационного потенциала региона // Вопросы региональной экономики. 2018. № 4 (37). С. 90-95.
4. Вертакова Ю. В., Клевцова М. Г., Положенцева Ю. С. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 14-20.
5. Капранова Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. С. 58-69.
6. Греф: объем цифровой экономики в России может достигнуть 65 трлн рублей к 2025 году. URL: https://plusworld.ru/daily/banki-i-mfo/gref-2/ (дата обращения: 21.12.2020).
7. Ложкова Ю. Н. Цифровизация как драйвер экономики России // Заметки ученого. 2020. № 10. С. 325-330.
8. Дранев Ю. Я., Кучин И. И., Фадеев М. А. Вклад цифровизации в рост российской экономики. URL: https://issek.hse.ru/news/221125086.html (дата обращения: 16.01.2021).
9. Туманян Ю. Р. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и решения социальных проблем // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 170-175.
10. Доничев О. А., Грачев С. А. Цифровизация экономики как определяющий фактор высокого уровня качества жизни населения регионов // Финансовая экономика. 2020. № 12. С. 228-233.
11. Галеева В. Р. Роль и место цифровизации в экономическом развитии // Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 225-232.
12. Вертакова Ю. В., Головина Т. А., Полянин А. В. Управление бизнес-процессами интегрированных структур на принципах совместного использования цифровых технологий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 4. С. 32-43.
13. Полянин А. В., Головина Т. А., Вертакова Ю. В. Цифровая трансформация деятельности предпринимательских структур // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. Т. 45, № 4. С. 636-645.
14. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 17.12.2020).
15. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 105 с.
16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642: [ред. от 06.02.2021 г.]. URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 17.01.2021).
17. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Трансформация роли университетов в обеспечении социально-экономического развития // Экономика и управление. 2017. № 6 (140). С. 55-62.
18. Вертакова Ю. В. Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 54-64.
19. Михайлова Е. И., Саввинов В. М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 37-47.
20. Апатова Н. В., Королев О. Л. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры региона в условиях цифровой экономики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2017. Т. 3 (69), № 1. С. 3‒11.
21. Батракова Л. Г. Развитие цифровой экономики в регионах России // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 51-64.
22. Стронгин Р., Максимов Г., Грудзинскии А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 15-27.
23. Подгорный Б. Б., Волохова Н. В. Уровень цифровой грамотности населения Курской области: реальность и перспективы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10, № 6. С. 190–200.
24. GeekBrains: Большинство россиян доверяют онлайн-образованию. URL: https:// https://techfusion.ru/geekbrains-bolshinstvo-rossiyan-doveryayut-onlajn-obrazovaniyu/ (дата обращения: 19.12.2020).
25. История стартапа Talentsy: с каким продуктом выйти на конкурентный рынок онлайн-образования. URL: https://s30218959977.mirtesen.ru/blog/43000839130/Istoriya-startapa-Talentsy:-skakim-produktom-vyiyti-na-konkuren (дата обращения: 10.12.2020).
26. EdTech тренды на 2019-2020 – над чем работать. URL: https://innoagency.ru/files/EdTech_AIM_2019.pdf (дата обращения: 10.12.2020).
27. В 2021 году рынок онлайн-образования в России продолжит взрывной рост. URL: https://rg.ru/2021/01/12/v-2021-godu-rynok-onlajn-obrazovaniia-v-rossii-prodolzhit-vzryvnoj-rost.html (дата обращения: 17.01.2021).
28. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Традиционные технологии обучения и обеспечение качества экономического образования эпохи цифровой трансформации // Управленческое консультирование. 2020. № 3 (135). С. 54-60.
29. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). С. 108-113.
30. Вертакова Ю. В., Ларина О. Г. Роль университета в социально-экономическом развитии региона (на примере Курской области) // Экономика и управление. 2017. № 5 (139). С. 56-66.
31. Бобиенко О. М. Региональное позиционирование вузов как закономерная тенденция развития высшей школы // Проблемы современной экономики. 2012. № 2 (42). С. 418-420.
Рецензия
Для цитирования:
Томакова И.А. Университет как интегратор инновационных образовательных процессов подготовки кадров для развития цифровой экономики региона. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(2):163-179.
For citation:
Tomakova I.A. The University as an Integrator of Innovative Educational Processes of Personnel Training for the Development of the Digital Economy of the Region. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(2):163-179. (In Russ.)