Социологический анализ межпоколенческого наставничества как фактора развития интеграционных инициатив в рамках Евразийского экономического союза
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-5-192-203
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью человеческого капитала и социальных связей в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве. В условиях, когда институциональные механизмы Евразийского экономического союза требуют наполнения содержательными практиками, межпоколенческое наставничество рассматривается как важный ресурс передачи профессиональных знаний, культурных ценностей и норм взаимодействия, способных укреплять межгосударственные связи и обеспечивать устойчивость совместных проектов.
Цель работы состоит в социологическом анализе межпоколенческого наставничества как фактора формирования и развития интеграционных инициатив в рамках Евразийского экономического союза.
Задачи: выявить особенности организационных форм наставничества в разных странах союза, определить мотивационные основания деятельности наставников старшего поколения, установить
взаимосвязь между содержанием наставнических практик и приоритетными направлениями интеграционного сотрудничества, а также выявить барьеры и ресурсы межпоколенческого обмена.
Методология. Методологическая основа исследования опиралась на качественный подход. Эмпирическую базу составили глубинные интервью, проведённые с экспертами из числа руководителей научных, образовательных, культурных, сервисных, промышленных и сельскохозяйственных организаций из России, Казахстана и Кыргызстана. Анализ данных осуществлялся с применением тематического кодирования, что позволило выделить ключевые смысловые категории и интерпретировать их в рамках концепций социального капитала,
межпоколенческой трансмиссииь знаний и интеграционного взаимодействия.
Результаты показали, что наставничество реализуется в институционализированных, сетевых и неформальных формах, во всех случаях способствуя укреплению доверия, повышению квалификации и развитию транснациональных профессиональных сообществ.
Вывод. Межпоколенческое наставничество выступает стратегическим ресурсом интеграционного развития Евразийского экономического союза, требующим целенаправленной институциональной поддержки и включения в долгосрочные программы социально-экономического планирования.
Об авторах
Н. А. ОмуралиевКыргызстан
Нурбек Ашимканович Омуралиев, доктор социологических наук, заведующий Центром
Центр социальных исследований
720071; пр-т Чуй, д. 265а; Бишкек
Г. А. Мовкебаева
Казахстан
Галия Ахметвалиевна Мовкебаева, доктор исторических наук, директор центра
Научно-исследовательский центр евразийских исследований
050040; пр-т Аль-Фараби, д. 71; Алматы
С. В. Цветов
Россия
Сергей Викторовичт Цветов, кандидат социологических наук, старший преподаватель
кафедра тактико-специальной подготовки
308024; ул. Горького, д. 71; Белгород
В. В. Петров
Россия
Владимир Владимирович Петров, управляющий по экспорту в странах СНГ
125157; 4-я ул. 8 Марта, д. 6А/1; Москва
Список литературы
1. Кишкембаева А. А. Доминирующие отрасли в национальных экономиках стран ЕАЭС // Актуальные исследования. 2024. № 47(229). С. 50-53.
2. Гашкова А. А. Проблемы функционирования рынка труда ЕАЭС в контексте экономики социальной и корпоративной ответственности // Молодой ученый. 2025. № 1(552). С. 71-75.
3. Волкова О. А. Потенциал общественных объединений по укреплению социального здоровья граждан в странах Евразийского экономического союза: социолого-демографический анализ // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2025. Т. 33, № 3. С. 357-362.
4. Абрамов А. П. Перспективы внедрения цифровых технологий в экономике и управлении // Актуальные вопросы устойчивого развития современного общества и экономики : сборник научных статей 3-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск: Университетская книга, 2024. С. 8-12.
5. Каменева Т. Н., Шевырев В. А., Шихгафизов П. Ш. Метакомпетенции как ключевой фактор индивидуальной и командной эффективности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. Т. 14, № 2. С. 212-223.
6. Молодежь стран – членов ЕАЭС объединяется для содействия здоровому долголетию / О. А. Волкова, В. Б. Исаков, В. Ю. Волчков, И. А. Тюрин // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2025. Т. 19, № 2(52). С. 190-192.
7. Каменева Т. Н., Орлова Е. М., Рохлов А. Е. Семейно-брачные установки как основания построения конструкта идеологемы семьи // Социально-политические науки. 2025. Т. 15, № 1. С. 128-133.
8. Роль трудовой конъюнктуры в развитии экономики Кыргызской Республики в рамках ЕАЭС / А. С. Горелкина, В. И. Гусева, Г. В. Кумсков, Н. Ю. Горелкин // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2025. Т. 25, № 3. С. 17-23.
9. Бессонова Е. А., Бабичев А. О. Ключевые аспекты управления цифровой инновационной экосистемой экономики региона // Современная экономика: проблемы и решения. 2024. № 6. С. 33-47.
10. Абрамов А. П. Традиция и инновация: в поисках «точки сборки» // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025. Т. 15, № 1. С. 212-221.
11. Аваева Д. С. Актуальные направления правового обеспечения развития цифровой экономики в ЕАЭС // Экономика и управление: проблемы, решения. 2025. Т. 11, № 2(155). С. 39-48.
12. Бессонова Е. А., Лопатина Н. Д. Воспроизводство основного капитала как фактор эффективного развития социально-экономической системы региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025. Т. 15, № 1. С. 95-108.
13. Анопченко Т. Ю., Смирнова С. А. Интеграция в сфере образования и науки как фактор развития экономики знаний стран ЕАЭС // Вестник Академии знаний. 2024. № 4(63). С. 46-49.
14. Цехла С. Ю., Почупайло О. Е. Задачи комплексной индустриализации экономик стран ЕАЭС // Современное состояние экономических систем: управление, развитие, безопасность : сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2025. С. 7-11.
15. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / ed. by J. Richardson. New York: Greenwood, 1986. Р. 241-258.
16. Putnam R. D. Bowling Alone: America’s Declining Social Capital // Culture and Politics / ed. by L. Crothers, C. Lockhart. New York: Palgrave Macmillan, 2000. 248 p.
17. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послесл. и прим. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.
18. Парсонс Т. О социальных системах / под общей редакцией В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. 830 с.
19. Интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе: социально-демографические аспекты. К 10-летию ЕАЭС / Г. И. Осадчая, М. Л. Вартанова, О. А. Волкова [и др.]. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2025. 383 с.
Рецензия
Для цитирования:
Омуралиев Н.А., Мовкебаева Г.А., Цветов С.В., Петров В.В. Социологический анализ межпоколенческого наставничества как фактора развития интеграционных инициатив в рамках Евразийского экономического союза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(5):192-203. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-5-192-203
For citation:
Omuraliev N.A., Movkebayeva G.A., Tsvetov S.V., Petrov V.V. Sociological analysis of intergenerational mentorship as a factor in the development of integration initiatives within the framework of the Eurasian Economic Union. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(5):192-203. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-5-192-203
