Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Управление конкурентоспособностью гостиничного предприятия в условиях трансформационного и пандемического кризисов

Аннотация

Актуальность. Цифровая трансформация предполагает внедрение инновационных технологий во все сферы хозяйственной деятельности. Стремительное развитие информационных технологий привело к росту конкуренции и изменению традиционных концепций создания потребительской ценности. Многие предприятия оказались к этому не готовы. Ситуацию усугубил кризис, вызванный COVID-19. Пандемия коронавирусной инфекции стала катализатором трансформационных процессов во всех отраслях экономики, и индустрия туризма и гостеприимства не является исключением. Таким образом, в условиях трансформационного перехода и карантинных ограничений бизнес остро нуждается в инновациях, которые повысят его шансы на выживание в нынешней ситуации и обеспечат конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.
Цель данного исследования заключается в изучении влияния имущественной составляющей на успешность функционирования предприятия гостиничного бизнеса и разработке рекомендаций по повышению его конкурентоспособности в условиях пандемического кризиса и в посткризисный период.
Задачи. В рамках исследования были сформулированы и эмпирически проверены следующие гипотезы: крупные гостиничные комплексы более рентабельны по сравнению с другими гостиничными предприятиями; чем меньше размер гостиничного предприятия, тем короче его финансовый цикл; величина активов гостиничного предприятия положительно влияет на показатели его платежеспособности, выраженной показателями ликвидности.
Методология. Исследование базируется на основе дисперсионного, корреляционного методов и факторного анализа. Анализ эмпирических результатов осуществлялся с применением специализированной программы SPSS Statistics.
Результаты исследования показали, что в нынешних условиях для крупных гостиничных комплексов покупка основных средств за счет займов не является эффективной без освоения новых технологий и сервисов, предполагающих индивидуальный подход к каждому клиенту.
Вывод. Практическая ценность работы заключается в разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса в условиях трансформационного и пандемического кризисов.

Об авторах

Н. А. Череповская
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Череповская Наталья Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления»

Author ID: 57190408159

Ленинградский просп. 49, г. Москва 125993



Е. С. Якушова
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Якушова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления»

Ленинградский просп. 49, г. Москва 125993



Список литературы

1. Schmieding H. From plan to market: on the nature of the transformational crisis // Weltwirtschaftliches Archiv. 1993. Vol.129, is.2. P. 216–253.

2. Balkyte A., Tvaronavičiene M. Perception of competitiveness in the context of sustainable development: Facets of "sustainable competitiveness" // Journal of Business Economics and Management. 2010. Vol. 11, is. 2. Р. 341–365. https://doi.org/10.3846/jbem.2010.17.

3. Porter M. The Competitive Advantage of Nations // Harvard business review. 1990. Vol. 68, is. 2. P. 73–93.

4. Huggins R., Izushi H. The competitive advantage of nations: Origins and journey // Competitiveness Review. 2015. Vol. 25, is. 5. P. 458–470. https://doi.org/10.1108/CR-06-2015-0044.

5. Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Идентификация и оценка региональных кластеров // Экономика региона. 2013. № 4 (36). С. 123–133. https://doi.org/10.17059/2013-4-12.

6. Predictors of COVID-19 voluntary compliance behaviors: an international investigation / C. Clark, A. Davila, M. Regis, S. Kraus // Global Transitions. 2020. Vol. 2. Р. 76–82. https://doi.org/10.1016/j.glt.2020.06.003.

7. Zhang H., Cho T., Wang H. The impact of a terminal high altitude area defense incident on tourism risk perception and attitude change of Chinese tourists traveling to South Korea // Sustainability. 2020. Vol. 12, Is. 1. Р. 1–13.

8. Baum T., Hai N. T. T. Hospitality, tourism, human rights and the impact of COVID-19 // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2020. Vol. 32, no. 7. P. 2397–2407. https://doi.org/10.1108/IJCHM-03-2020-0242.

9. Gössling S., Scott D., Hall C. M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. 2020. Vol. 9, is.1. Р. 1–20. https://doi.org/10.1080/09669582.2020.1758708.

10. Israeli A. A., Reichel A. Hospitality crisis management practices: the Israeli case // International Journal of Hospitality Management. 2003. Vol. 22, is. 4. P. 353–372. https://doi.org/10.1016/S0278-4319(03)00070-7.

11. Ritter T., Pedersen C. L. Analyzing the impact of the coronavirus crisis on business models // Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 88. Р. 214–224. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.05.014.

12. The economics of COVID-19: initial empirical evidence on how family firms in five European countries cope with the corona crisis / S. Kraus, T. Clauss, M. Breier, J. Gast, A. Zardini, V. Tiberius // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2020. Vol. 26, no. 5. P. 1067–1092. https://doi.org/10.1108/IJEBR-04-2020-0214.

13. Wenzel M., Stanske S., Lieberman M. Strategic responses to crisis // Strategic Management Journal. 2020. Vol. 7. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/smj.3161 (дата обращения: 28.05.2021).

14. Modrak V., Marton D., Bednar S. Modeling and determining product variety for masscustomized manufacturing // Procedia CIRP. 2014. Vol. 23. P. 258–263. https://doi.org/10.1016/j.procir.2014.10.090.

15. Sommer L. Industrial revolution-industry 4.0: are German manufacturing SMEs the first victims of this revolution? // Journal of Industrial Engineering and Management. 2015. Vol. 8, no. 5. P. 1512–1532. https://doi.org/10.3926/jiem.1470.

16. Production work of the future – industry 4.0 / D. Spath, O. Ganschar, S. Gerlach [et al.]. Stuttgart: Fraunhofer Verlag, 2013. 155 р.

17. Decker A. Industry 4.0 and SMEs in the Northern Jutland Region // Value Creation in International Business. 2017. Vol. 2. Р. 309–335.

18. Garelli S. Top class competitors: how nations, firms, and individuals succeed in the new world of competitiveness. Chichester: John Wiley & Sons, 2006. 272 р.

19. Dopfer K., Foster J., Potts J. Micro-meso-macro // Journal of Evolutionary Economics. 2004. Vol. 14, is. 3. P. 263–279.

20. Якушова Е. С., Колягина Ю. А. Анализ конкурентоспособности ОАО «Группа компаний ПИК» // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2015. № 1. С. 107–111.

21. Exploring asymmetric effects of attribute performance on customer satisfaction in the hotel industry / Bi Jian-Wu, Y. Liu, Fan Zhi-Ping, J. Zhang // Tourism Management. 2020. Vol. 77. Р. 11–25. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2019.104006.

22. Radosavljevic G., Maksimovich LJ., Borisavljevic K. Customer satisfaction with the online offer of travel agencies in Serbia // Actual problems of Economics. 2012. Vol. 11, no. 137. Р. 436–448.

23. Филимоненко И. В. Управление локальными рынками региона как факторами экономического роста: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 460 с.

24. Deng W. J., Kuo Y. F., Chen W. C. Revised importance-performance analysis: three factor theory and benchmarking // Service Industries Journal. 2008. Vol. 28, is. 1. P. 37–51.

25. Tian X. L. Participation in export and Chinese firms' capacity utilization // The Journal of International Trade & Economic. 2016. Vol. 25, is. 5. P. 757–784.


Рецензия

Для цитирования:


Череповская Н.А., Якушова Е.С. Управление конкурентоспособностью гостиничного предприятия в условиях трансформационного и пандемического кризисов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(4):76-91.

For citation:


Cherepovskaya N.A., Yakushova E.S. Managing the Competitiveness of a Hotel Enterprise in the Conditions of Transformational and Pandemic Crises. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(4):76-91. (In Russ.)

Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)