Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Корпоративные ценности в системе ценностей персонала российских организаций

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-199-214

Аннотация

   Актуальность. Управление по ценностям в начале XXI в. было признано одной из перспективных форм управления организациями, пришедших на смену управлению по правилам и управлению по целям. В статье рассматривается место корпоративных ценностей в ряду других видов ценностей в связи с изменением управленческой парадигмы. Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней обсуждается вопрос корпоративных ценностей в сопоставлении с другими.
   Цель исследования – определить роль корпоративных ценностей в системе ценностей персонала российских организаций, уточнить особенности их влияния на организационное поведение сотрудников и их отношение к выполнению профессиональных задач.
   Задачи: выявить основные типологии ценностей, принятые сегодня; проанализировать основные виды ценностей; определить набор корпоративных ценностей в современных российских организациях.
   Методология. Методами исследования послужили сопоставительный и сравнительный методы, а также метод анализа полученных данных.
   Результаты. В процессе исследования автором статьи были выявлены основные типологии ценностей, признаваемые ведущими специалистами в области аксиологии, социологии, философии, были изучены основные виды ценностей, определено место корпоративных ценностей в системе ценностных ориентиров персонала современных российских организаций.
   Выводы. Корпоративные ценности занимают значимое место в системе ценностей персонала российских организаций. Они, являясь ядром корпоративной культуры, определяют стратегические и тактические задачи организации. Наиболее актуальными, разделяемыми сотрудниками корпоративными ценностями являются сотрудничество, ответственность, профессионализм, клиентоориентированность, работа в команде, совершенствование, эффективность и лидерство. Автором предложена типология ценностей, основанная на антиномическом принципе. Таким образом, управление по ценностям как концепция управления персоналом может найти широкое применение в российских организациях.

Об авторе

А. А. Раренко
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Раренко Андрей Алексеевич, младший
научный сотрудник отдела социологии и
социальной психологии,  аспирант факультета государственного управления кафедры управления персоналом

Researcher ID: GLR-3850-2022 

Нахимовский пр-т, д. 51/21, г. Москва 117418;

Ленинские горы, д. 1, г. Москва 119991 



Список литературы

1. Минасян Л. А. Глобализм и новые ценности: Что есть понятие ценности и существуют ли новые ценности // Альтернативные модели глобализации и проблемы современной глобальной динамики: монография. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2018. С. 156‒162.

2. Динамика ценностей населения реформируемой России / отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Российская академия наук. Институт философии, 1996. 244 с.

3. Каминский А. С. Ценности и ценностные ориентации как социологическая категория // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3. С. 87‒ 90.

4. Parsons T. Social structure and personality. New York: Free Press of Glencoe, 1964. 376 p.

5. Parsons T. Social systems and the evolution of action theory. New York: Free Press, 1977. 429 p.

6. Ивин А. А. Современная аксиология: Некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. № 1(4). С. 66‒78.

7. Коллективное «мы» или индивидуальное «я»: какую социализацию выбираем? / А. П. Абрамов, А. В. Ермаков, А. С. Чернов, Цзэ Лю // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 1. С. 176‒186.

8. Коблева З. Х. Особенности ценностных установок в системе преемственности поколений в современном обществе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 1. С. 182‒192.

9. Гартман Э. фон. Сущность мирового процесса, или философия бессознательного: метафизика бессознательного. 3-е изд. М.: URSS: Ленанд, 2015. 430 с.

10. Lapie P. Logique de la volonté. Paris: F. Alcan, 1902. 400 p.

11. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

12. Шпрангер Эдуард // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под. ред. В. С. Стёпина. М.: Советская энциклопедия, 2010. 2816 с.

13. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука: Санкт-Петербургская издательская фирма, 1997. 532 с.

14. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 410 с.

15. Риккерт Г. Философия жизни: Изложение и критика модных течений философии нашего времени. Петербург: Akademia, 1922. 167 с.

16. Rescher N. Introduction to value theory. Englewood Cliffs; New York: Prentice-Hall, 1969. 199 p.

17. Франкл В. Быть человеком означает найти смысл. 100 главных слов. М.: Никея, 2018. 168 с.

18. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 227 с.

19. Франкл В. О смысле жизни. М.: Альпина нон-фикшн (АНФ), 2022. 161 с.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

21. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. 456 p.

22. Бородкин Ф. М. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир Россиии. Социология. Этнология. 1997. Т. 6, № 2. С. 67‒116.

23. Бородкин Ф. М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социс. 1997. № 1. С. 98‒110.

24. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6‒30.

25. Inglehart R. Culture and democracy // Culture matters: How values shape human progress / L. E. Harrison, S. P. Huntington [et al.]. New York: Basic Books, 2000. P. 80–97.

26. Inglehart R. Modernization and postmodernization: Cultural, economic, and political change in 43 societies. Princeton: Princeton University Press, 1997. 453 p.

27. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American Sociological Review. 2000. N 65. P. 19–51.

28. Inglehart R., Welzel C. Development and democracy: What we know about modernization today // Foreign Affairs. 2009. March/April. P. 33–41.

29. Inglehart R., Welzel C. Changing mass priorities: The link between modernization and democracy // Reflections. 2010. N 8 (2). P. 551–567.

30. Development, freedom and rising happiness: A global perspective (1981–2007) / R. Inglehart, R. Foa, C. Peterson, C. Welzel // Perspectives on Psychological Science. 2008. N 3 (4). P. 264–285.

31. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека / Н. Ф. Наумова, В. П. Горяинов, Е. А. Богомолова [и др.]; отв. ред. Н. Ф. Наумова. М., 1990. 110 с.

32. Наумова Н. Ф. Социальное развитие и общественные нравы: (Некоторые актуальные вопросы теории и практики). М.: Знание, 1984. 64 с.

33. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 1999 с.

34. Яхонтова Е. С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. C. 73–81.

35. Хасянова М. Г. Значение ценностей в корпоративной культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Социологические науки. 2013. № 22. С. 189‒195.

36. Тихомиров П. В. Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры организации // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 176–179.


Рецензия

Для цитирования:


Раренко А.А. Корпоративные ценности в системе ценностей персонала российских организаций. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(1):199-214. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-199-214

For citation:


Rarenko A.A. Corporate Values in the System of Values of the Personnel of Russian Organizations. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(1):199-214. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-199-214

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)