Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Специфика современного социально-онтологического исследования: теория и практика

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-249-259

Аннотация

   Актуальность. Обращение к теме социально-онтологического исследования вызвано тем, что в условиях стремительно усложняющейся социальной реальности и появления качественно новых сущих общественного бытия в отечественной и мировой литературе практически не освещаются концептуально-целостные подходы к их изучению на фоне множества частносоциологических, социально-философских и социокультурных исследований.
   Цель ‒ дать обоснование понятию «социальная онтология» в рамках его теоретического и практического применения c учетом специфики социальных процессов, протекающих в современном российском обществе.
   Задачи: дать уточненное определение понятию «социальная онтология» в рамках нашего исследовании; изучить историю становления и основные подходы к применению понятия «социальная онтология»; провести категориальный анализ отдельных сторон современной социальной реальности; сформулировать концептуальные основы наиболее благоприятного с экономической и социокультурной точки зрения развития цифровизации в современной России.
   Методология. В качестве методологической основы использовались категориально-логический, системно-структурный, диалектический методы.
   Результаты. Проанализированы принципы, стратегии и подходы социальной онтологии в преломлении к современным реалиям российского общества.
   Выводы. Результаты проведенного нами анализа показали, что феномен социокультурной онтологии имеет сложную историю становления. Основные концептуальные сложности связаны с тем, что на современном этапе развития таких сложных процессов, как цифровизация, внедряющихся в том числе и в культуру, сходятся векторы технологического, человеческого и институционального капиталов. Собственно, в рамках исследования через призму «социальной онтологии» мы рассматриваем масштабную смену мировоззренческих ориентиров и атрибутивных характеристик социально-антропологической реальности.

Об авторах

Д. Н. Букин
Волжский филиал Волгоградского государственного университета
Россия

Букин Дмитрий Николаевич, доктор философских наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин

ул. 40 лет Победы, д. 11, г. Волжский 404133 



Н. В. Волохова
Курский государственный университет
Россия

Волохова Наталья Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии

Researcher ID: T-7441-2018 

Scopus ID: 57189517020 

ул. Радищева, д. 33, г. Курск 305000 



Список литературы

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 14.09.2022).

2. Волохова Н. В. Социокультурная основа цифровой экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. № 3. С. 217‒226.

3. Эпштейн Б. Социальная онтология // Brick of Knoledge. URL: https://brickofknowledge.com/articles/social-ontology (дата обращения: 17.09.2022).

4. Дергачева Е. В. Социальная онтология дизайна // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2012. № 2(106). С.122‒125.

5. Овруцкий А. В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления: дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2012. 394 с.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. С. 298‒300.

7. Колычев П. М. Релятивная онтология. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 227 с.

8. Сагатовский В. Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 123 с.

9. Цифровизация общества ‒ новая реальность. URL: http://grans.hse.ru/news/414816050.html (дата обращения: 18.09.2022).

10. Сорокин П. А., Мертон Р. К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 112‒119.

11. Семенов И. А. Каритативная инноватика: фандрайзинг и краудфандинг // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 1. С. 209‒218.

12. Букин Д. Н. Онтологические предпосылки математического моделирования процессов социальной модернизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3 (18). С. 27–32.

13. Лукьянов Г. И. Риск как феномен социальной реальности: дис. … д-ра филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 28.

14. Bruno Gonçalves, Nicola Perra, Alessandro Vespignani. Modeling Users' Activity on Twitter Networks: Validation of Dunbar's Number // PLoS ONE. 2011. Vol. 6, is. 8. P. e22656.

15. Андриянова Т. В., Быканова Я. П. Медиасфера как пространство взаимодействия пользователей социальных сетей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 2. С. 219‒231.

16. Эпштейн М. Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. C. 238.

17. Kripke S. Naming and Necessity. Cambridge: Harvard UP, 1980. 172 p.

18. Эпштейн М. Н. Будущее после «будущего». URL: http://www.topos.ru/veer/01/v1_bud.html (дата обращения: 12.09.2022).

19. Volokhova N. V., Podgorny B. B. Impact of digital economy on the digital habituses of the Russian population // Economic Annals-XXI. 2021. N 192(7-8(2)). P. 169‒176. https://doi.org/10.21003/ea.V192-14.


Рецензия

Для цитирования:


Букин Д.Н., Волохова Н.В. Специфика современного социально-онтологического исследования: теория и практика. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(1):249-259. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-249-259

For citation:


Bukin D.N., Volokhova N.V. Specifics of Cutting-Edge Social and Onthological Research: Theory and Practice. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(1):249-259. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-249-259

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)