Эволюция интеллектуального капитала под влиянием цифровизации
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена влиянием цифровизации и вызванной ею трансформации экономики и общества в целом на формирование новых представлений о способах организации производства, степени участия человека в производственном процессе, изменении требований, предъявляемых работодателями к цифровой грамотности сотрудников всех уровней.
Целью работы является оценка влияния цифровых и информационно-коммуникационных технологий на составляющие интеллектуального капитала.
Задачи исследования состоят в оценке изменений в структурном и человеческом капитале, организации внешнего взаимодействия компании, определении роли инноваций как элемента интеллектуального капитала.
Методология. В ходе исследования использовался анализ данных, публикуемых аналитическими агентствами и государственными органами, связанных с компонентами интеллектуального капитала.
Результатом исследования стала констатация эволюции, произошедшей во всех сферах интеллектуального капитала под влиянием цифровой трансформации экономики и общества: основными источниками формирования интеллектуального капитала сегодня становятся интеллектуальные и цифровые характеристики рабочей силы (уровень образования, квалификация, владение передовыми технологиями) и сложные цифровые и информационно-коммуникационные технологии, становящиеся основой устойчивого развития компаний и экономики. Также в работе предполагается, что инновационный капитал можно рассматривать как результат взаимодействия структурного (прежде всего информационного) и человеческого капитала предприятия.
Вывод. Основным выводом исследования является утверждение, что внутреннее и внешнее взаимодействие компании в современной экономической среде невозможно без использования современных технологий, что приводит не только к изменению структуры и характера взаимодействия, но и к возникновению явлений «цифровой личности» и «цифровой среды обитания».
Об авторе
О. В. ЗлобинаРоссия
Злобина Ольга Владимировна, старший преподаватель Гуманитарного факультета
ул. Большая Морская 67, г. Санкт-Петербург 190000
Список литературы
1. Балашова М. А. Интеллектуальный капитал: сущность, способы измерения, критика // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 1. С. 22.
2. Magrassi P. A. Taxonomy of Intellectual Capital. 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/279013374_A_Taxonomy_of_Intellectual_Capital (дата обращения: 10.04.2021).
3. Коречков Ю. В., Леженина Л. А. Информационный капитал как новая форма интеллектуального капитала в экономических моделях цифровой экономики // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10, № 3. С. 24.
4. Тесленко И. Б., Дигилина О. Б. Инновационное развитие и интеллектуальный капитал // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 5. С. 44.
5. Parr R. L. Intellectual Property: Valuation, Exploitation, and Infringement Damages. 5th ed. Hoboken: John Wiley & Sons, 2018. https://doi.org/10.1002/9781119419235.
6. Black S. E., Lynch L. M. Measuring organizational capital in the new economy // Measuring capital in the new economy. Chicago: University of Chicago Press, 2005. P. 205-236.
7. Yachmeneva V., Veretyokhin A., Tsarenko N. Improving development management of knowledge-intensive production under the new industrialization // Proceedings of the 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018), 2018. https://doi.org/10.2991/sicni-18.2019.93.
8. The Role of Different Types of Information Systems in Business Organizations: A Review / S. Al-Mamary, Н. Hasan, A. Shamsuddin, A. Aziati // International Journal of Research. 2014. N 1. P. 1279-1286.
9. Цветаев С. С. Влияние информационной системы на интеллектуальный капитал компании // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 8. С. 331–337.
10. Майстер В. А., Ширинкина Е. В. Роль интеллектуального капитала в технологическом оснащении производства // Надежность и качество сложных систем. 2016. № 1 (13). С. 107-113.
11. Akpinar A., Akdemir A. Intellectual Capital. 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/270270240_INTELLECTUAL_CAPITAL (дата обращения: 18.04.2021).
12. Иродов М. И., Коречков Ю. В. Высшее образование в цифровой экономике // Вестник Евразийской науки. 2018. № 1. С. 13.
13. Goldin С. Human Capital. 2014. URL: https://scholar.harvard.edu/files/goldin/files/human_capital_handbook_of_cliometrics_0.pdf (дата обращения: 15.04.2021).
14. The Ultimate List of Online Business Statistics. 2021. URL: https://wpforms.com/the-ultimatelist-of-online-business-statistics (дата обращения: 18.04.2021).
15. Nahapiet J., Ghoshal S. Social Capital, Intellectual Capital, and the Organizational Advantage // The Academy of Management Review. 1998. Vol. 23, N 2. P. 242-266.
16. Birch D. Identity is the New Money. 2014. URL: http://www.dgwbirch.com/words/books/identity-is-the-newmoney.html (дата обращения: 25.04.2020).
17. Rahman T., Amalia A., Aziz Z. From Digital Literacy to Digital Intelligence: A Comparative Study of Digital Literacy Frameworks. 2021. URL: https://www.researchgate.net/publication/348903385_From_Digital_Literacy_to_Digital_Intelligence_A_Comparative_Study_of_Digital_Literacy_Frameworks (дата обращения: 12.04.2021).
18. Pandey A., Parmar J. Factors Affecting Consumer's Online Shopping Buying Behavior // Proceedings of 10th International Conference on Digital Strategies for Organizational Success, 2019. http://doi.org/10.2139/ssrn.3308689.
19. Žák Št., Hasprová M. The role of influencers in the consumer decision-making process // SHS Web of Conferences, 2020. N 74. P. 03014. https://doi.org/10.1051/shsconf/20207403014.
20. Число организаций, имеющих веб-сайт в Интернете. URL: https:///data.gov.ru/opendata/7708234640 (дата обращения: 04.03.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Злобина О.В. Эволюция интеллектуального капитала под влиянием цифровизации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(4):272-283.
For citation:
Zlobina O.V. Evolution of Intellectual Capital with Digitization. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(4):272-283. (In Russ.)