Генезис концепции публичного управления: фактор качества
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-33-42
Аннотация
Актуальность. Концепция публичного управления на протяжении всей истории развития человечества неизменно эволюционирует. Предпосылки для перехода к каждой последующей концепции формируются, как правило, исходя из накопления продолжительного практического опыта, выявления и оценки недостатков предыдущей концепции. В целом вектор развития концепции публичного управления связан с траекторией исторического развития общества и предполагает постановку во главу угла, в первую очередь, вопросов повышения качества публичного управления.
Цель написания работы заключается в рассмотрении эволюции концепции публичного управления для определения вектора ее развития в зависимости от выбранного критерия – исторического этапа развития общества.
Задачи. В статье были поставлены и последовательно решены следующие задачи: исследовать историко-теоретические аспекты возникновения и развития концепции публичного управления и схематично представить и обосновать вектор ее развития в зависимости от исторических этапов развития общества: прединдустриального, индустриального, информационного.
Методология. В данной работе использован метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, метод историко-логического анализа и оценки современной ситуации, а также иллюстративно-графический метод.
Результаты. Проведенный в работе анализ эволюционного развития концепции публичного управления обосновывает наличие объективных потребностей целенаправленного повышения его качества и определяет характер его реализации во взаимосвязи со сменой этапа развития общества.
Выводы. Публичное управление в процессе эволюции претерпело ряд изменений, о чем свидетельствует выделение таких концепций его развития, как: бюрократическая, менеджериальная, сетевая, цифровая. Сегодня концепция публичного управления продолжает развиваться в контексте идеи государства как цифровой платформы.
Ключевые слова
Об авторе
В. С. ЕпининаРоссия
Епинина Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Researcher ID: N-8708-2015
проспект Университетский 100, г. Волгоград 4000062
Список литературы
1. Wilson W. The study of administration. URL: web.jjay.cuny.edu/~phara/WilsononAdmin.htm (дата обращения: 12.06.2021).
2. Appleby P. Toward better public administration // Public Administration Review. 1947. Vol. 7, no. 2. P. 93–99.
3. Clapp G. Public administration in an advancing south // Public Administration Review. 1948. Vol. 8, no. 2. P. 169–175.
4. Shields P. Pragmatism as a philosophy of science: a tool for public administration // Research in Public Administration. 1998. Vol. 4. P.199.
5. Kamensky J. M. Role of the “Reinventing Government” movement in Federal management reform // Public Administration Review. 1996. Vol. 56, no. 3. P. 247–255.
6. Behn R. Rethinking democratic accountability. Washington: Brookings, 2001. 317 p.
7. Dunleavy P., Hood C. From old public-administration to new public management // Public Money & Management. 1994. No. 14. P. 9–16.
8. Hood C. The tools of government. Chatham, NJ: Chatham House, 1984. 190 p.
9. Когнитивный подход к исследованию проблем продовольственной безопасности / И. Ф. Горлов, Г. В. Федотова, С. П. Сазонов, В. Н. Сергеев, Ю. А. Юлдашбаев. Волгоград: Изд-во Волгоград. ин-та управления, 2018. 167 с.
10. Федотова Г. В., Шумилина О. В. Банковский риск-менеджмент // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы Х Международной научно-практической конференции. Курск: Университетская книга, 2015. С. 401–405.
11. Классики теории государственного управления: американская школа / под ред. Дж. Шафритц, А. Хайд. М.: Изд-во МГУ, 2003. 800 с.
12. Haque M. S. Significance of accountability under the new approach to public governance // International review of administrative sciences. 2000. Vol. 66. P. 601–609.
13. Федотова Г. В. Формирование национальной законодательной базы стратегического управления экономикой // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 20–29.
14. Федотова Г. В. Роль институтов развития в реализации государственной инвестиционной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 5. С. 43–47.
15. Frederickson H. G. The spirit of public administration. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. 288 p.
16. Плотников В. А., Федотова Г. В. Генезис контроля в системе публичного управления России // Экономическое возрождение России. 2013. № 2. С. 101–110.
17. Государственная политика и управление / под ред. Л. В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006. 384 с.
18. Михайлова О. В. Проблемы идентификации и оценки политических сетевых альянсов // Государственное управление. 2012. № 35. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2012/vipusk__35._dekabr_2012_g./pravovie_i_polititcheskie_aspekti_upravlenija/mikhailova.pdf (дата обращения: 12.06.2021).
19. Купряшин Г. Л. Публичное управление // Political science. 2016. № 2. С. 101–131.
20. Denhardt R., Denhardt J. The new public service: serving rather than steering // Public Administration Review. 2000. Vol. 60, no. 6. P. 549–559.
21. Цифровая Россия: новая реальность. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/EuropeandMiddleEast/Russia/OurInsights/DigitalRussia/ Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 14.06.2021).
22. Национальные проекты: ключевые цели и ожидания. URL: http://government.ru/news/35675/ (дата обращения: 14.06.2021).
23. Полянин А. В., Докукина И. А. Направления развития информационного обеспечения публичного управления в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 39–47.
24. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики / Ю. В. Вертакова, Т. О. Толстых, Е. В. Шкарупета, В. В. Дмитриева / Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2017. 156 с.
25. Eriksson K., Vogt H. On self-service democracy: configurations of individualizing governance and self-directed citizenship // European Journal of Social Theory. 2013. No. 16. P. 153–173.
26. Chung Ch.-S. From electronic government to platform government // Journal of Platform Technology. 2017. No. 5. P. 3–10.
27. Castelnovo W., Sorrentino M. The digital government imperative: a context aware perspective // Public Management Review. 2017. Vol. 20, no. 5. P. 709–725.
28. Gil-Garcia J. R., Dawes Sh. S., Pardo T. A. Digital government and public management research: finding the crossroads // Public Management Review. 2018. Vol. 20, no. 5. P. 633–646.
29. Зотов В. В., Захаров В. М., Сапрыка В. А. Цифровизация публичного управления: электронная демократия VS электронное правительство // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46, № 2. С. 250–262.
30. Епинина В. С. Развитие механизма публичного управления социально-экономическими процессами в условиях информационного общества: автореф. дис. … канд. экон. наук. Пенза, 2014. 25 с.
Рецензия
Для цитирования:
Епинина В.С. Генезис концепции публичного управления: фактор качества. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(5):33-42. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-33-42
For citation:
Epinina V.S. The Genesis of the Concept of Public Administration: the Quality Factor. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(5):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-33-42