Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Влияние многосерийного кинематографического произведения как элемента массовой культуры на сознание зрителя

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-4-246-255

Аннотация

Актуальность. В данной статье рассматривается многостороннее влияние кинематографического произведения на реальную жизнь зрителя. Представить свой досуг без просмотра какого-либо фильма или сериала сегодня невозможно. Наше исследование делает акцент на том факте, что весь кинематограф является не только развлечением, он оказывает серьезное воздействие на психику человека.
В момент проведения такого досуга человек приобретает определенные ценностные ориентации, у него формируются социальные установки и интересы, конструируются жизненные планы и формы поведения.
Цель ‒ оценить степень влияния киносериалов на массовое сознание в современном обществе.
Задачи: проанализировать современное многосерийное кинематографическое произведение с точки зрения формирования нравственных ценностей у молодого поколения; охарактеризовать феномен киносериала как многосерийного кинематографического произведения; охарактеризовать феномен киносериала как специфического элемента массовой культуры; оценить включенность сознания зрителя в поле массовой культуры; рассмотреть феномен телевизионного сериала как средства психологического воздействия на реципиента и определить психологические механизмы, используемые при этом коммуникатором.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались преимущественно структурнодиахронный, историко-биографический, герменевтический методы, метод системного анализа.
Результаты могут использоваться в ходе осуществления учебного процесса при рассмотрении вопросов в рамках различных курсов по антропологии, философии истории, философии культуры и пр.
Выводы. В ходе исследования были сделаны следующие выводы: просмотры многосерийных кинематографических произведений дают молодежи представление об определенных типах поведения человека в обществе; многосерийное кинематографическое произведение, или многосерийный фильм (можно сказать, что этот тип зрелища), стало основой для создания киносериала, его предшественником, именно поэтому сейчас сериал определяется через понятие телефильма; телевизионный сериал является одним из средств психологического воздействия через приемы компенсаторности, идентичности, адаптации и контрадаптации.

Об авторах

Н. В. Волохова
Курский государственный университет
Россия

Волохова Наталья Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии 
Researcher ID: T-7441-2018, Scopus ID: 57189517020 

ул. Радищева, д. 33, г. Курск 305000



А. В. Постников
Курский государственный университет
Россия

Постников Алексей Викторович, аспирант кафедры философии 

ул. Радищева, д. 33, г. Курск 305000



Список литературы

1. Агафонова Н. А. Экранное искусство: художественная коммуникативная специфика. Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2009. 273 с.

2. Луначарский А. В. «Беседа с В.И. Лениным о кино». URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-kino/beseda-s-v-i-leninym-o-kino/ (дата обращения: 18.05.2023).

3. Стариков Н. А. «Технология уничтожения. Окно Овертона». URL: https://nstarikov.ru/tehnologiya-unichtozheniya-okno-overton-36349 (дата обращения: 19.05.2023).

4. Федоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946‒1991) до современного этапа (1992‒2010). М.: Информация для всех, 2010. 202 c.

5. Baudrillard J. The Gulf War Did Not Take Place. Paris, 1991. URL: https://www. goodreads.com/book/show/1884.The_Gulf_War_Did_Not_Take_Place (дата обращения: 12.05.2023).

6. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. URL: https://royallib.com/read/danilova_anna/manipulirovanie_slovom_v_sredstvah_massovoy_informatsii.html#0 (дата обращения: 30.05.2023).

7. Meyssan T. L'Effroyable Imposture 2: Manipulations et Desinformations. Paris: Demi‒Lum, 2007.

8. Постников А. В. Феномен современного телевизионного сериала и его отражение в пространстве экранной культуры // Актуальные проблемы современной науки: исторические, философские, методологические аспекты: сборник статей Региональной научной конференции молодых ученых. Курск: Университетская книга, 2021. С. 152-157.

9. Современные исследования в социологии кино. URL: https://www.sites.google.com/site/ cocanketa/home/sovremennye-issledovania (дата обращения: 25.05.2023).

10. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого. URL: https://iknigi.net/avtor-zigmundfreyd/132050-psihologiya-mass-i-analiz-chelovecheskogo-ya-sbornik-zigmund-freyd/read/page-1.html (дата обращения: 25.05.2023).

11. Ольшанский Д. В. Психология масс. Человек в массе. URL: https://psyfactor.org/lib/massmen.htm (дата обращения: 20.05.2022).

12. Волохова Н. В. Л. Н. Толстой о роли искусства в формировании общества и человека // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 181-187.

13. Волохова Н. В., Постников А. В. Телевизионный сериал как феномен экранной культуры // Известия Юго-Западного университета. Серия: Экономика, Социология, Менеджмент. 2021. Т. 11, № 5. С. 243-250.

14. Королева Н. Н., Богдановская И. М., Луговая В. Ф. Воздействие современной информационной и медиасреды на «образ Я» подростков. URL: https://cyberpsy.ru/articles/obraz-ya-podrostkovv-mediasrede/ (дата обращения: 15.05.2023).

15. Игра престолов. URL: https: //www.kinopoisk.ru/series/464963/ (дата обращения: 12.05.2023).

16. Два холма. URL: https://okko.tv/serial/dva-kholma (дата обращения: 01.05.2023).

17. Хищник. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/840829/ (дата обращения: 25.05.2023).

18. Михайлова Я. Д. Социальные функции кинематографа. URL: https://moluch.ru/archive/202/49664/ (дата обращения: 20.05.2023).

19. Бессмертный А. Б. Кино и общество. URL: https://psyfactor.org/kinoprop/kino3.htm (дата обращения: 10.05.2023).

20. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. URL: http://www.kara-murza.ru/index.htm (дата обращения: 29.05.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Волохова Н.В., Постников А.В. Влияние многосерийного кинематографического произведения как элемента массовой культуры на сознание зрителя. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(4):246-255. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-4-246-255

For citation:


Volokhova N.V., Postnikov A.V. Manipulation of the Viewer's Consciousness Through a Movie Series as a Vivid Attribute of Mass Culture. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(4):246-255. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-4-246-255

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)