Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Карьерные ожидания российских и китайских студентов в условиях социальных рисков

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-239-251

Аннотация

Актуальность. Для современной России проблема карьеры для молодежи является особенно острой вследствие непредсказуемости и непрогнозируемости внешних обстоятельств, в которых осуществляются карьерные процессы. Становление личности невозможно без сложившегося положительного отношения к труду, готовности к приобретению той или иной профессии. Профессия задает определенный социальный фон жизни людей. И поэтому многие молодые люди при выборе карьеры связывают свою будущую профессию и свое возможное материальное благополучие.
Цель ‒ выявление особенностей влияния карьерных ожиданий на профессиональный выбор российских и китайских студентов в условиях социальных рисков.
Задачи: выявить специфику карьерных ожиданий студентов России и Китая; осуществить сравнительный анализ особенностей влияния карьерных ожиданий на профессиональный выбор российских и китайских студентов.
Методология. Методологической основой статьи являются: системный метод, позволяющий выявить основные элементы внешней среды, определяющие специфику профессиональных ориентаций современного студенчества; метод компаративистики, отражающий особенности карьерных ожиданий российских и китайских студентов.
Результаты. В работе раскрыты поведенческие паттерны, определяющие динамику карьерных ожиданий российских и китайских студентов, сопровождающиеся как положительными, так и отрицательными эффектами в профессиональной самореализации; результаты исследования позволили увидеть различные ориентиры студенческой молодежи двух стран при осуществлении профессионального выбора, являющихся не только представителями нового поколения, но и представителями двух разных цивилизаций ‒ восточной и западной.
Выводы. Для студентов китайских вузов в целом результаты показывают, что шесть самых высоких карьерных ожиданий включают: равенство возможностей и честную конкуренцию; высокий доход; предоставление медицинского обслуживания, пенсионного и жилищного фонда; хорошие льготы; удовлетворение хобби и интересов; возможность использовать свои таланты. Для российских студентов преобладают выборы стабильного места работы, а также они проявляют высокий интерес к руководящей деятельности, возможности организовывать работу других людей, иметь высокий социальный статус.

Об авторах

Л. В. Килимова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Килимова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии и социологии

 ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация 



М. Д. Черкашин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Черкашин Михаил Дмитриевич, кандидат
философских наук, доцент кафедры философии и социологии

 ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация 



И. Ли
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ли Инлинь, студент кафедры философии и
социологии

 ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация 



Список литературы

1. Агафонова В. П. Подходы к пониманию карьеры, ее сущность и особенности // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 3. С. 21. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(3).21.

2. Толочек В. А. Профессиональная карьера как феномен: открытые вопросы. Часть первая // Организационная психология. 2022. Т. 12, № 4. С. 9‒28.

3. Хренникова Т. В. Критико-аналитический обзор понятий «карьера» и «карьерные ориентации» // Modern Science. 2020. № 2-1. С. 313‒321.

4. Чернышев Я. А. Понятие «профессиональная карьера»: сущностно-содержательная характеристика // Мир психологии. 2007. № 4(52). С. 257‒267.

5. Кожевина А. П. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения // Психология в экономике и управлении. 2017. № 2. С. 63‒73.

6. Кравченко А. И. Выбор профессии: концептуальные фреймы и эмпирические тренды // Социология. 2020. № 4. С. 22‒51.

7. Полянская Е. Н., Эрназарова Д. Дж. Сравнительный анализ карьерных ориентаций российских и китайских студентов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 136. С. 189‒195.

8. Савенкова А. С. Стратегии профессионального выбора современной молодежи: экономические и социокультурные факторы (на примере России, Германии, Китая): автореф. канд. социол. наук. М., 2022. 22 с.

9. Карьерные ожидания студентов российских вузов / Е. Ю. Шибанова, С. С. Малиновский, М. М. Тойлуг-оол, А. И. Дудина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. 36 с.

10. Wang Yuxiang. Research on the Characteristics of Youth Career Choices in the Digital Economic Era // People's Forum. 2022. N 19. P. 86‒89.

11. Zhang Si. Analysis of College Students' Employment Expectations // The Journal of Southwest University of Science and Technology (Philosophy and Social Science Edition). 2004. Vol. 21, N 3. P. 114‒118.

12. Zhou Rong. Contemporary College Students’ Employment Mentality: The New Normal and Its Countermeasures from the Perspective of Social Ecology // Contemporary Youth Research. 2022. N 2. P. 94‒101.

13. Нечаев А. В. Желания и ожидания: социально-философский взгляд // Социальные явления ‒ журнал международных исследований. 2015. № 1(3). С. 10‒21.

14. Liu Zhikan, Cheng Lina. Research on college students' employment expectations and influencing factors--an empirical analysis based on logistic regression // Journal of Shaanxi University of Technology (Social Science Edition). 2020. Vol. 38, N 3. P. 68‒76.

15. Сун Цзянь, Чжао Цютин. Соответствие карьеры и образования молодежи, карьерные ожидания и удовлетворенность работой // Исследование молодежи. 2022. № 5. С. 51‒64.

16. Черкашин М. Д. Виртуальная реальность как феномен культуры: история и современность // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 3 (40). С. 33‒37.

17. Килимова Л. В., Татаренкова Д. Ю., Нишнианидзе О. О. Глобальные риски как триггер феноменологических рисков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 6. С. 183‒197.

18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000. 381 с.

19. Темнова Л. В., Малахов Ф. В., Восканян Э. С. Концептуальные подходы к исследованию карьер // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 64‒71.

20. Hu Deqing. Research on the Guidance of Youth Occupational Values under the Background of Rural Revitalization. China: Youth University of Political Studies, 2022. 156 р.


Рецензия

Для цитирования:


Килимова Л.В., Черкашин М.Д., Ли И. Карьерные ожидания российских и китайских студентов в условиях социальных рисков. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(5):239-251. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-239-251

For citation:


Kilimova L.V., Cherkashin M.D., Li I. Career Expectations of Russian and Chinese Students in Conditions of Social Risks. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(5):239-251. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-239-251

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)