Карьерные ожидания российских и китайских студентов в условиях социальных рисков
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-239-251
Аннотация
Актуальность. Для современной России проблема карьеры для молодежи является особенно острой вследствие непредсказуемости и непрогнозируемости внешних обстоятельств, в которых осуществляются карьерные процессы. Становление личности невозможно без сложившегося положительного отношения к труду, готовности к приобретению той или иной профессии. Профессия задает определенный социальный фон жизни людей. И поэтому многие молодые люди при выборе карьеры связывают свою будущую профессию и свое возможное материальное благополучие.
Цель ‒ выявление особенностей влияния карьерных ожиданий на профессиональный выбор российских и китайских студентов в условиях социальных рисков.
Задачи: выявить специфику карьерных ожиданий студентов России и Китая; осуществить сравнительный анализ особенностей влияния карьерных ожиданий на профессиональный выбор российских и китайских студентов.
Методология. Методологической основой статьи являются: системный метод, позволяющий выявить основные элементы внешней среды, определяющие специфику профессиональных ориентаций современного студенчества; метод компаративистики, отражающий особенности карьерных ожиданий российских и китайских студентов.
Результаты. В работе раскрыты поведенческие паттерны, определяющие динамику карьерных ожиданий российских и китайских студентов, сопровождающиеся как положительными, так и отрицательными эффектами в профессиональной самореализации; результаты исследования позволили увидеть различные ориентиры студенческой молодежи двух стран при осуществлении профессионального выбора, являющихся не только представителями нового поколения, но и представителями двух разных цивилизаций ‒ восточной и западной.
Выводы. Для студентов китайских вузов в целом результаты показывают, что шесть самых высоких карьерных ожиданий включают: равенство возможностей и честную конкуренцию; высокий доход; предоставление медицинского обслуживания, пенсионного и жилищного фонда; хорошие льготы; удовлетворение хобби и интересов; возможность использовать свои таланты. Для российских студентов преобладают выборы стабильного места работы, а также они проявляют высокий интерес к руководящей деятельности, возможности организовывать работу других людей, иметь высокий социальный статус.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. КилимоваРоссия
Килимова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация
М. Д. Черкашин
Россия
Черкашин Михаил Дмитриевич, кандидат
философских наук, доцент кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация
И. Ли
Россия
Ли Инлинь, студент кафедры философии и
социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация
Список литературы
1. Агафонова В. П. Подходы к пониманию карьеры, ее сущность и особенности // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 3. С. 21. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(3).21.
2. Толочек В. А. Профессиональная карьера как феномен: открытые вопросы. Часть первая // Организационная психология. 2022. Т. 12, № 4. С. 9‒28.
3. Хренникова Т. В. Критико-аналитический обзор понятий «карьера» и «карьерные ориентации» // Modern Science. 2020. № 2-1. С. 313‒321.
4. Чернышев Я. А. Понятие «профессиональная карьера»: сущностно-содержательная характеристика // Мир психологии. 2007. № 4(52). С. 257‒267.
5. Кожевина А. П. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения // Психология в экономике и управлении. 2017. № 2. С. 63‒73.
6. Кравченко А. И. Выбор профессии: концептуальные фреймы и эмпирические тренды // Социология. 2020. № 4. С. 22‒51.
7. Полянская Е. Н., Эрназарова Д. Дж. Сравнительный анализ карьерных ориентаций российских и китайских студентов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 136. С. 189‒195.
8. Савенкова А. С. Стратегии профессионального выбора современной молодежи: экономические и социокультурные факторы (на примере России, Германии, Китая): автореф. канд. социол. наук. М., 2022. 22 с.
9. Карьерные ожидания студентов российских вузов / Е. Ю. Шибанова, С. С. Малиновский, М. М. Тойлуг-оол, А. И. Дудина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. 36 с.
10. Wang Yuxiang. Research on the Characteristics of Youth Career Choices in the Digital Economic Era // People's Forum. 2022. N 19. P. 86‒89.
11. Zhang Si. Analysis of College Students' Employment Expectations // The Journal of Southwest University of Science and Technology (Philosophy and Social Science Edition). 2004. Vol. 21, N 3. P. 114‒118.
12. Zhou Rong. Contemporary College Students’ Employment Mentality: The New Normal and Its Countermeasures from the Perspective of Social Ecology // Contemporary Youth Research. 2022. N 2. P. 94‒101.
13. Нечаев А. В. Желания и ожидания: социально-философский взгляд // Социальные явления ‒ журнал международных исследований. 2015. № 1(3). С. 10‒21.
14. Liu Zhikan, Cheng Lina. Research on college students' employment expectations and influencing factors--an empirical analysis based on logistic regression // Journal of Shaanxi University of Technology (Social Science Edition). 2020. Vol. 38, N 3. P. 68‒76.
15. Сун Цзянь, Чжао Цютин. Соответствие карьеры и образования молодежи, карьерные ожидания и удовлетворенность работой // Исследование молодежи. 2022. № 5. С. 51‒64.
16. Черкашин М. Д. Виртуальная реальность как феномен культуры: история и современность // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 3 (40). С. 33‒37.
17. Килимова Л. В., Татаренкова Д. Ю., Нишнианидзе О. О. Глобальные риски как триггер феноменологических рисков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 6. С. 183‒197.
18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000. 381 с.
19. Темнова Л. В., Малахов Ф. В., Восканян Э. С. Концептуальные подходы к исследованию карьер // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 64‒71.
20. Hu Deqing. Research on the Guidance of Youth Occupational Values under the Background of Rural Revitalization. China: Youth University of Political Studies, 2022. 156 р.
Рецензия
Для цитирования:
Килимова Л.В., Черкашин М.Д., Ли И. Карьерные ожидания российских и китайских студентов в условиях социальных рисков. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(5):239-251. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-239-251
For citation:
Kilimova L.V., Cherkashin M.D., Li I. Career Expectations of Russian and Chinese Students in Conditions of Social Risks. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(5):239-251. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-239-251