Динамика развития потребительских предпочтений и поведенческих паттернов поколения Z в условиях цифровой экономики
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-3-73-92
Аннотация
Актуальность. В 2023 г. представители поколения Z вступили в активную конкурентную борьбу на рынке труда и стали наращивать маркетинговый потенциал, что сделало данный сегмент потребителей привлекательным для компаний из разных сфер. Маркетологи и менеджеры по развитию бизнеса продолжают изучать потребительские предпочтения и поведенческие паттерны поколения Z, рожденного в цифровую эпоху.
Цель исследования ‒ изучение динамики развития потребительских предпочтений и поведенческих паттернов поколения Z в условиях цифровой экономики.
Задачи: изучение динамики особенностей потребительского поведения в сфере электронной коммерции и способов онлайни офлайн-оплаты; изучение динамики потребительских предпочтений поколения Z в области считывания информации с электронных устройств.
Методология. Разработана анкета из 37 вопросов, разделенных на 4 группы. Приняло участие 300 респондентов – представителей поколения Z, проживающих в Москве и Московской области. Сбор ответов осуществлялся с помощью интернет-ресурса Google Формы. Исследование проводилось на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова в лаборатории прикладного отраслевого анализа под руководством профессора Л. В. Лапидус.
Результаты. Было выявлено, что с 2019 по 2022 гг. существенно выросла доля респондентов, предпочитающих безналичные способы оплаты. Также увеличилась доля респондентов, которые совершают оплату покупок онлайн. Растет доля представителей поколения Z, которым удобнее забирать покупки из пунктов выдачи заказов, чем осуществлять доставку через курьера.
Выводы. Выявление направлений развития потребительских привычек и поведенческих паттернов: рост потребления в интернет-магазинах и на маркетплейсах; минимизация коммуникаций в системе
«человек-человек» при оплате и получении онлайн-покупок; мультиэкранность, ‒ сочетание устройств разного типа, для решения повседневных задач.
На основе результатов и выводов исследования были сформулированы рекомендации для компаний, осуществляющих разного рода взаимодействия с представителями поколения Z.
Об авторах
Л. B. ЛапидусРоссия
Лапидус Лариса Владимировна, доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией прикладного отраслевого анализа экономического факультета
Researcher ID: AAZ-8362-2020,
Scopus ID: 56346948300,
Author ID: 412334
Ленинские горы, д. 1, г. Москва 119991
А. О. Гостилович
Россия
Гостилович Александр Олегович, кандидат экономических наук, инженер лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета
Ленинские горы, д. 1, г. Москва 119991
П. Е. Жибурт
Россия
Жибурт Полина Евгеньевна, инженер лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета
Ленинские горы, д. 1, г. Москва 119991
М. О. Карасева
Россия
Карасева Мария Олеговна, стажер
Дербеневская наб., д. 7/15, г. Москва 115114
Е. И. Самохвалова
Россия
Самохвалова Екатерина Игоревна, инженер лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета
Ленинские горы, д. 1, г. Москва 119991
Е. Д. Козлова
Россия
Козлова Евгения Дмитриевна, аспирант экономического факультета
Ленинские горы, д. 1, г. Москва 119991
Список литературы
1. Show Me the Money Gen Z’s disposable income reached $360 billion – Just imagine the possibilities! URL: https://genzplanet.com/wp-content/uploads/2021/11/GenZ-Show-Me-the-Money-07-FINAL-.pdf (дата обращения: 06.03.2024).
2. Ганшина Е. Когда зумер проснётся // Furniture Communication Project. URL: https://fcproject.ru/timeline-sbercib-investment-research-pokolenie-z-20201126/ (дата обращения: 06.03.2024).
3. Лапидус Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. М.: ИНФРА-М, 2023. 479 с.
4. Лапидус Л. В., Гостилович А. О., Омарова Ш. А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. C. 271– 293.
5. Груздева Е. В., Гостилович А. О. Типология бизнес-моделей в экономике совместного потребления // Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики: сборник материалов научно-практической конференции «Неделя инноваций», 12–18 декабря 2017 г. / под ред. Н. П. Иващенко. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018. С. 28–40.
6. Dabija D. C., Bejan B. M., Dinu V. How sustainability oriented is Generation Z in retail? A literature review // Transformations in Business & Economics. 2019. N 18(2). P. 140–155.
7. Лапидус Л. В. Стратегии цифрового лидерства и запрос на новые компетенции цифровой экономики: основа для сотрудничества Россия ‒ Болгария // Теория и практика проектного образования. 2019. № 3(11). С. 51–57.
8. Assessing the Adoption of Mobile Technology for Commerce by Generation Z / S. Puiu, S. Demyen, A. C. Tănase, A. A. Vărzaru, C. G. Bocean // Electronics. 2022. N 11(6). P. 866.
9. The Influence Of Generation Z Consumer Behavior On Purchase Motivation In E-Commerce Shoppe / F. Sudirjo, L. N. A. Lotte, I. N. T. Sutaguna, A. Risdwiyanto, M. Yusuf // Profit: Jurnal Manajemen, Bisnis dan Akuntansi. 2023. N 2 (2). P. 36‒47.
10. Портрет поколения Z как онлайн-потребителей в эпоху цифровой экономики в России / Л. В. Лапидус, А. О. Гостилович, Ш. А. Омарова, К. Э. Кязимов, И. Х. Хубиев // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2020. № 142 (4). C. 260–273.
11. Лапидус Л. В., Сорокина Л. А., Гостилович А. О. Осведомленность поколения Z о технологиях цифровой трансформации бизнеса в условиях технологического сдвига // Ars Administrandi (Искусство управления). 2020. № 4 (12). C. 618–638.
12. Иевлев П. Плати телефоном // Цифровой океан. URL: https://business.digitalocean.ru/n/platitelefonom (дата обращения: 14.03.2024).
13. Банки России отмечают кратный рост оплаты товаров и услуг по QR-коду // TACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/16693769 (дата обращения: 21.03.2024).
14. Отношение населения Российской Федерации к различным средствам платежа: Результаты социологического исследования за 2022 год // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/45106/results_2022.pdf (дата обращения: 14.03.2024).
15. Число магазинов с оплатой по QR резко выросло с уходом Visa и Mastercard // РБК. URL: https://www.rbc.ru/finances/25/11/2022/6380c62f9a794751a1f25c6c (дата обращения: 21.03.2024).
16. Ozon и Wildberries увеличили за год число пунктов выдачи заказов на 23-67% // TACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/16579849 (дата обращения: 14.03.2024).
17. Набиуллина: интернет-банкингом в России пользуются 44% клиентов банков // TACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/5381031 (дата обращения: 14.03.2024).
18. Кузина Л. С., Полякова В. В. Постпандемия: закрепление эффектов вынужденной цифровизации // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/619232719.html (дата обращения: 14.03.2023).
19. Медиапотребление и активность в интернете // ВЦИОМ. Новости. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete?ysclid=lk9lcweavg630578938 (дата обращения: 19.03.2024).
20. Кашкин С. Ю., Алтухов А. В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 4. C. 26–40.
Рецензия
Для цитирования:
Лапидус Л.B., Гостилович А.О., Жибурт П.Е., Карасева М.О., Самохвалова Е.И., Козлова Е.Д. Динамика развития потребительских предпочтений и поведенческих паттернов поколения Z в условиях цифровой экономики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(3):73-92. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-3-73-92
For citation:
Lapidus L.V., Gostilovich A.O., Zhiburt P.E., Karaseva M.O., Samokhvalova E.I., Kozlova E.D. Dynamics of development of consumer preferences and behavioral patterns of generation Z in the digital economy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(3):73-92. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-3-73-92