Социальные представления молодежи о лицах с ОВЗ и инвалидах в условиях инклюзивной образовательной среды: опыт кросс-культурного исследования
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-218-234
Аннотация
Актуальность. Интерес к изучению социальных представлений возник из-за развития инклюзии во всех сферах жизнедеятельности. Данный факт оказывает влияние на специфику подготовки российских и иностранных студентов в условиях медицинского вуза, развитие у них инклюзивной компетентности. Изучение кросс-культурных особенностей социальных представлений о лицах с ОВЗ и инвалидах, выявление у респондентов универсальных и специфических характеристик будут способствовать пониманию социальных и психологических явлений на индивидуальном уровне, определяющих социальные установки и поведение индивидов в условиях инклюзивной образовательной среды с учетом ее социокультурных особенностей.
Цель исследования ‒ изучение кросс-культурных особенностей социальных представлений о лицах с ОВЗ и инвалидах у российских и иностранных студентов.
Задачи: проанализировать содержательные характеристики и подходы к изучению социальных представлений; разработать программу эмпирического исследования; описать результаты исследования; сформулировать выводы.
Методология. Данное исследование основывается на положениях теории социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман; Дж. Дуглас); концепции Э. Дюркгейма о коллективных представлениях; теории социальных представлений (S. Moscovici, D. Jodelet и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, исследовательское интервью, метод словесных ассоциаций, тестирование, контент-анализ.
Результаты. Выявлены как сходные, так и специфические явления в социальных представлениях о лицах с ОВЗ и инвалидах в выборках российских и иностранных студентов. Сходным является наличие толерантных установок к лицам с ОВЗ и инвалидам в обеих выборках. Различия касаются социального уровня социальных представлений, а также характеристик социальной дистанции по отношению респондентов к данной категории граждан.
Выводы. Наряду с толерантным отношением к лицам с ОВЗ и инвалидам респонденты обладают недостаточной профессиональной осведомленностью о данной категории граждан, испытывают трудности во взаимодействии с ними на уровне совместной деятельности и профессиональных отношений, что требует разработки дополнительных программ и практик в контексте учебно-образовательной и волонтерской деятельности по развитию инклюзивной компетентности студентов.
Об авторе
Е. П. НепочатыхРоссия
Непочатых Елена Павловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент
кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности,
ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305041
Список литературы
1. Судакова Н. Е. Философская рефлексия инклюзии как феномена современной культуры: навстречу Другому // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (73). C. 152‒154.
2. Проявления несправедливости в отношении здоровья – причина смерти многих людей с инвалидностью // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news/item/02-12-2022-health-inequities-lead-to-early-death-in-many-persons-with-disabilities (дата обращения: 20.05.2024).
3. Инклюзивная культура горожан (Нижнее Поволжье) / под ред. В. Ярская-Смирнова и Д. Зайцев. М.: Вариант, 2019. 274 с.
4. Кравченко В. И., Петрова А. Ю. Инклюзивное образование: «новая» парадигма современной социальной политики // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5 А. С. 153‒ 167.
5. Шульгина Т. А., Кетова Н. А. Формирование инклюзивных компетенций будущих специалистов социальной сферы // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2023. № 3. С. 11–18.
6. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Дж. В. Берри, Айп Х. Пуринга, Маршалл Х. Сигалл, Пьер Р. Дасен. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 560 с.
7. Бовина И. Б., Панов М. С. Обыденные представления о психически больных в студенческой среде // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 103‒117.
8. Жигунова Г. В., Афонькина Ю. А. Представления об инвалидности в региональном социуме // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2019. № 4. С. 37‒45.
9. Алехина С. В., Шеманова А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования. М.: Издательство Московского государственного психолого-педагогического университета, 2022. 218 с.
10. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 5‒10.
11. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Институт психологии РАН, 2006. 400 с.
12. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны / И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, Д. В. Мельникова, Н. В. Лаврешкин // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 3. C. 8‒25.
13. Истомина Е. В., Желателев Д. В., Бар Н. С. Понимание инвалидности с помощью конструктивистской парадигмы социальной психологии: выявление и преодоление психосоциального диссонанса // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 3. С. 1‒9.
14. Siperstein Attitudes of the Public in India towards People with Intellectual Disabilities / G. N. Siperstein, K. Sugumaran, J. N. Bardon, R. C. Parker. Boston: University of Massachusetts Boston, 2021. 22 p.
15. Павенков О. В., Рубцова М. В., Рубцова А. В. Проблемы инклюзивного образования в современной Индии // Культура, личность, общество в условиях пандемии и постпандемии: методология, опыт эмпирического исследования: сборник материалов XХV Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана / ответственный редактор А. Н. Новгородцева. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 394‒400.
16. Ганеш Кумар С., Рой Г., Сехар Кар С. Услуги по инвалидности и реабилитации в Индии: проблемы и вызовы // Journal of Family Medicine Primary Care. 2012. № 1 (1). P. 69‒ 73.
17. Кириленко В.П., Атнашев В.Р. Правовые аспекты защиты прав человека в странах малайско-индонезийского региона (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины) // Управленческое консультирование. 2015. № 8 (80). С. 15‒24.
18. Тхоржевская Л. В., Болдырева Т. А. Психологическая толерантность в отношении к детям-инвалидам в России и Индии // Государственная политика реформирования социального и гуманитарного образования: сравнение опыта постсоциалистических государств: сборник научных статей по материалам Международной научно-практического семинара. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. С. 136‒141.
19. Килимова Л. В., Черкашин М. Д., Ли И. Карьерные ожидания российских и китайских студентов в условиях социальных рисков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 5. С. 239‒251.
20. Алексеенко А. И., Немцев А. В. Молодежная политика в Курской области: состояние, проблемы, пути развития // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 3. С. 211‒223.
21. Емельянова Т. П., Исраелян Т. В. Феномен когнитивной полифазии в социальных представлениях о душевнобольных // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 2. С. 346–262. http://doi.org/ 10.22363/2313-1683-2021-18-2-346-362
Рецензия
Для цитирования:
Непочатых Е.П. Социальные представления молодежи о лицах с ОВЗ и инвалидах в условиях инклюзивной образовательной среды: опыт кросс-культурного исследования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(4):218-234. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-218-234
For citation:
Nepochatykh E.P. Social representations of young people about people with disabilities and disabilities in an inclusive educational environment: the experience of cross-cultural research. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(4):218-234. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-218-234