Занятость по выполнению заказных учебных и научных работ: социально-экономические аспекты
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-202-212
Аннотация
Актуальность. В настоящее время рынок услуг по выполнению на заказ учебных и научных работ является крупным сегментом теневой экономики и характеризуется значительными объёмами. В структуре данного рынка формируются особые типы социальных и экономических субъектов, их практик и взаимодействий. Однако до настоящего момента в полной мере не стали объектом научной рефлексии как сущностные, содержательные социально-экономические характеристики подобной занятости, так и её социокультурные, ценностные аспекты, которые формируют социальную субъектность исполнителей работ.
Цель ‒ исследование социально-экономических аспектов занятости по выполнению заказных работ.
Задачи: раскрыть теоретико-методологические основания актуализации занятости по выполнению заказных учебных и научных работ в общей структуре фриланса; специфицировать содержание основных социально-экономических характеристик выполнения заказных работ; осуществить типологию мотивации авторов-исполнителей заказных работ; определить актуальные направления дальнейшего научного поиска по изучаемой проблеме.
Методология. В статье нашли применение концепции постиндустриального общества, социологические теории постмодерна. Особое внимание уделено положениям ряда основных общенаучных методов, а также методов моделирования и обобщения. Эмпирической базой исследования послужили результаты социологического исследования, проведённого методом экспертного онлайн-опроса (N=50).
Результаты. Рассмотрено место занятости по выполнению заказных работ в общей структуре фриланса. Раскрыто содержание социально-экономических характеристик занятости по выполнению заказных работ (на личностно-субъектном уровне), осуществлена типология ценностно-мотивационных ориентаций авторов заказных работ.
Выводы. Выполнение заказных учебных и научных работ имеет тенденцию к профессионализации, которую сдерживает невысокий средний уровень дохода от данной занятости. Именно финансовая мотивация является преобладающей в структуре факторов работы в статусе автора-исполнителя заказных работ.
Об авторах
О. А. ГримовРоссия
Гримов Олег Александрович, доцент кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
В. А. Афанасьева
Россия
Афанасьева Валерия Александровна, студент кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии, 1998. 160 с.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
3. Бобков В. Н., Одинцова Е. В., Коваленко В. В. Неустойчивая занятость – глобальная проблема современности: как снизить ее масштабы в России? // Проблемы прогнозирования. 2020. № 3. С. 93-100.
4. Орлова Н. А. Нестандартные формы занятости как фактор изменения человеческого капитала: анализ неквалифицированной трудовой миграции в Россию // Мониторинг. 2017. № 1 (137). С. 156-170.
5. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости: монография. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. 528 с.
6. Павлов А. П., Павлов П. А. Этосы образования и модернизация российского общества // Siberian Socium. 2018. Т. 2, № 4. С. 70-80.
7. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. «Старое» и «новое» доверие в высшем образовании // Образование и наука. 2019. № 1. С. 9-36.
8. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. № 5. С. 88-106.
9. Шмелева Е. Д., Семенова Т. В. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101‒129.
10. Wallace M., Newton P. Turnaround time and market capacity in contract cheating // Educational studies. 2014. N 40 (2). P. 233-236.
11. Foltýnek T., Králíková V. Analysis of the contract cheating market in Czechia // Assessment and evaluation in higher education. 2018. N 43 (2). P. 286-293.
12. Amigud A., Lancaster T. I will pay someone to do my assignment: an analysis of market demand for contract cheating services on twitter // Assessment & Evaluation in higher education. 2020. N 45 (5). P. 1-13.
13. Medway D., Roper S., Gillooly L. Contract cheating in UK higher education: A covert investigation of essay mills // British Educational Research Journal. 2018. Vol. 44, N 3. P. 393– 418. https://doi.org/10.1002/berj.3335
14. Padillah R. Ghostwriting: a reflection of academic dishonesty in the artificial intelligence era // Journal of Public Health. 2024. Vol. 46. P. e193–e194.
15. Lancaster T. Commercial contract cheating provision through micro-outsourcing web sites // International Journal for Educational Integrity. 2020. N 16 (1). P. 4. https://doi.org/10.1007/s40979-020-00053-7
16. Колесникова И. А. «Академический гострайтинг»: рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 2(18). С. 1-22.
17. Ванхемпинг Э. Г. «Фрикативно-фейковый» кластер вспомогательных академических сервисов как феномен деструкций университетских практик: истоки проблемы и пути решения // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 1 (37). С. 5-21.
18. Abalkina A. Publication and collaboration anomalies in academic papers originating from a paper mill: Evidence from a Russia-based paper mill // Learned Publishing. 2023. Vol. 36. P. 689-702.
19. Grimov O. Commissioned educational and scientific works as a freelance activity: socio-economic aspects // Economic Annals-XXI. 2020. N 186(11-12). P. 152-160. https://doi.org/10.21003/ea.V186-17
20. Давыдов А., Абрамов П. Этнография туфты. Кто и как пишет заказные учебные работы в России. М.: Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники», 2021. 176 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гримов О.А., Афанасьева В.А. Занятость по выполнению заказных учебных и научных работ: социально-экономические аспекты. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(5):202-212. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-202-212
For citation:
Grimov O.A., Afanasyeva V.A. Employment in the performance of pre-paid educational and scientific works: social and economic aspects. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(5):202-212. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-202-212