Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Финансовая грамотность как ключевой компонент образовательной стратегии: анализ и рекомендации

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-6-159-169

Аннотация

Актуальность. Развитие и расширение сферы финансовых отношений в современных условиях трансформируется под воздействием ряда факторов, которые определяют новые парадигмы и подходы к управлению финансовыми ресурсами. Финансовая грамотность становится ключевым фактором успешной жизни, необходимость ее внедрения в образовательные стратегии становится особенно актуальной. Увеличение числа финансовых продуктов и услуг, а также распространение цифровых технологий требуют от молодежи умения принимать обоснованные финансовые решения. Низкий уровень финансовой грамотности может привести к долговым проблемам, неправильному управлению ресурсами и отсутствию сбережений, что ведет к снижению уровня жизнедеятельности.

Цель данной статьи заключается в анализе текущего состояния внедрения финансовой грамотности в образовательные стратегии.

Задачи: провести оценку уровня финансовой грамотности, исследовать методы повышения уровня финансовой грамотности, выявить влияние финансовой грамотности на принятие решений и вывести возможные проблемы и угрозы.

Методология исследования включает в себя эмпирический и аналитический методы, также применяется статистический анализ, раскрывающий особенности и уровень развития финансовой грамотности.

Результаты. В ходе анализа было выявлено, что существует множество методов по повышению уровня финансовой грамотности населения. Однако начинать знакомство с финансовыми ресурсами необходимо еще с раннего возраста с целью предотвращения формирования безответственного отношение к деньгам.

Выводы. Результаты исследования показали, что финансовая грамотность является необходимым компонентом образовательной стратегии, способствующим формированию ответственных граждан и потребителей. Рекомендуется применять системный подход к обучению финансовой грамотности, который включает не только теоретические знания, но и практические навыки.

Об авторах

Н. В. Пьянова
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Пьянова Наталия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса

ResearcherID: N-3589-2016

ул. Комсомольская, д. 95, г. Орел 302026



Е. А. Столярова
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Столярова Елизавета Александровна, магистрант кафедры технологии и предпринимательства

ResearcherID: N-3589-2016

ул. Комсомольская, д. 95, г. Орел 302026



Р. Р. Пьянов
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Пьянов Руслан Романович, студент факультета физической культуры и спорта

ул. Комсомольская, д. 95, г. Орел 302026



О. А. Крыжановская
Юго-Западный государственный университет
Россия

Крыжановская Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента

ResearcherID: N-3589-2016

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Слободин В. Н., Крыжановская О. А., Вертакова А. Ю. Влияние информационнокоммуникационных технологий на экономику // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы ХIV Международной научно¬практической конференции, г. Курск, 01–02 июня 2019 года / Юго¬Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 192¬197.

2. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика: сборник материалов / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М.: КноРус, 2011. 108 с.

3. Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (дата обращения: 20.09.2024).

4. Нугманова И. И. Роль изучения основ финансовой грамотности в школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5¬3 (80). С. 206‒208.

5. Барков Г. М., Новоселова Т. П. Для чего нужна финансовая грамотность // Юный ученый. 2024. № 7 (81). С. 17¬24.

6. Причины и проблемы социального неравенства // Образовательный портал «Справочник». URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_neravenstvo_i_socialnaya_mobilnost/prichiny_i_problemy_socialnogo_neravenstva/ (дата обращения: 07.09.2024).

7. Климашин Е. А., Дёмкина Е. В., Соловьёв А. М. Исторические предпосылки возникновения финансовой грамотности как фундаментальной основы формирования ответственного финансового поведения у обучающихся средних образовательных учреждений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2022. № 1 (293). С. 33‒45.

8. Малумян Е. А., Белясова Д. С. Финансовая грамотность населения // Электронная наука. 2023. № 1. С. 1‒12.

9. Лёвушкин К. В., Любушкин Д. С. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие. М.: Изд¬во Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018. 152 с.

10. Лыгина Н. И., Измалкова С. А., Пьянова Н. В. Формирование цифровой экономической системы для целей стратегического управления регионом // Известия Юго¬Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 1(30). С. 47¬56.

11. Игры по финансовой грамотности // Онлайн¬уроки Банка России. URL: https://doligra.ru/ (дата обращения: 01.09.2024).

12. Лыгина Н. И. Цифровая трансформация социально¬экономической деятельности региона // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 9. С. 21¬25.

13. Мальцева И. Ф., Крыжановская О. А. Институциональное обеспечение стратегического планирования в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, № 2(27). С. 31¬38.

14. Артюхова Е. А., Бессонова Е. А. Анализ финансовых результатов в условиях цифровой экономики // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник статей X Международной научно¬практической конференции, посвященной 255¬летию Вольного экономического общества России. Курск: Университетская книга, 2020. Т. 1. С. 26¬30.

15. Vertakova Yu., Maltseva I., Shulgina Yu. Labour productivity management: factors of growth, the role of social and labour monitoring // Економiчний часопис¬XXI. 2019. N. 11¬12. P. 173¬182.

16. Хаустова Т. В. Послевузовское образование и его роль в повышении качества современного специалиста // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы II Международной научно-методической конференции: в 2 ч., г. Курск, 15–16 апреля 2010 года / Курский государственный технический университет. Курск, 2010. Ч. 2. С. 41-43.

17. Бессонова Е. А., Батталов Р. М. Основные аспекты управления инновационным развитием // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7, № 2. С. 101¬105.

18. Перфильева П. А. Развитие финансовой грамотности среди студентов // Молодой ученый. 2023. № 32 (479). С. 173¬175.


Рецензия

Для цитирования:


Пьянова Н.В., Столярова Е.А., Пьянов Р.Р., Крыжановская О.А. Финансовая грамотность как ключевой компонент образовательной стратегии: анализ и рекомендации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(6):159-169. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-6-159-169

For citation:


Pyanova N.V., Stolyarova E.A., Pyanov R.R., Kryzhanovskaya O.A. Financial literacy as a key component of an educational strategy: analysis and recommendations. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(6):159-169. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-6-159-169

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)