Управление организациями высшего образования в сфере искусства и культуры: европейский опыт
Аннотация
Актуальность. Одной из наиболее обсуждаемых тем в сфере управления организациями высшего образования в России является развитие участия в данном процессе профессорско-преподавательского состава. В европейских странах исторически реализуется основанная на «сильной профессуре», академическом сенате и номинальной фигуре ректора гумбольдтовская модель университетского менеджмента. Сегодня в большинстве стран Европы наблюдаются тенденции, направленные на развитие системы внешнего, в том числе общественного, контроля в целях повышения качества образовательных услуг. Изучение зарубежного опыта будет способствовать минимизации ошибок при разработке оптимальной отечественной модели управления организациями высшего образования в сфере культуры и искусства.
Таким образом, в статье рассматривается и систематизируется опыт управления организациями высшего образования в сфере искусства и культуры в странах Европы. Особое внимание обращено на формы участия в процессах разработки и принятия управленческих решений всех акторов, заинтересованных в качестве и результативности образовательной и научно-исследовательской деятельности: государственных органов, преподавателей, потенциальных работодателей, экспертов, студентов.
Целью исследования является систематизация европейского опыта управления организациями высшего образования в сфере искусства и культуры.
Задачи. Для достижения поставленной цели исследуется и систематизируется опыт Финляндии, Австрии, Дании и Германии как европейских стран-лидеров в предоставлении образовательных услуг высшего образования в сфере культуры и искусства.
Методология. В качестве исследовательских методов использовались сравнительный анализ и метод классификации. Материалами для проведения исследования послужили открытые данные официальных сайтов крупнейших европейских университетов, требования национальных нормативных правовых актов в сфере высшего образования и управления университетами.
Результаты исследования позволили не только соотнести изученные практики управления вузами в сфере культуры с теоретическими моделями, но и определить особенности функционирования и полномочия единоличных и коллегиальных органов управления, специфику формирования и деятельности органов самоуправления образовательных организаций в странах Европы.
Вывод. В процессе оптимизации системы управления отечественными организациями высшего образования в сфере культуры и искусства целесообразно учитывать лучшие европейские практики и опыт.
Об авторах
В. В. МатвеевРоссия
Матвеев Владимир Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент»
Researcher ID: K-1544-2014
ул. Гостиная 2, г. Орел 302001
С. В. Симонов
Россия
Симонов Сергей Вадимович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
Researcher ID: F-7207-2018
ул. Гостиная 2, г. Орел 302001
Список литературы
1. Евменов А. Д., Смирнов А. Ю. Рационализация механизма управления сферой культуры: монография. СПб.: Диалог, 2006. 156 с.
2. Смирнов А. Ю. Совершенствование системы управления сферой культуры: теоретический и методологический подходы: автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2013. 36 с.
3. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент. Реализация государственной политики в сфере культуры и искусства: монография. М.: Академический проект, 2017. 165 с.
4. Ирхен И. И. Российское образование в сфере культуры и искусства: глобальные и региональные измерения: автореф. дис. … докт. культорологии. М., 2012. 42 с.
5. Кротов В. В. Организационно-экономические механизмы развития профессионального образования в сфере культуры: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2004. 22 с.
6. Кудрина Е. Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 44 с.
7. Степняк Ю. В. Управление учебно-образовательными структурами в сфере культуры и искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 56 с.
8. Стукалова О. В. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2011. 42 с.
9. Пермякова Н. В. Организационно-педагогические основы управления образовательными учреждениями в современных условиях: на примере учебных заведений сферы культуры и искусства Ямало-Ненецкого автономного округа: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 19 с.
10. Управление университетом: итоги трансформации / А. К. Клюев, О. Б. Томилин, И. М. Фадеева, О. О. Томилин // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 1. С. 93–104.
11. Goodall A. H. Should top universities be led by top researchers, and are they? // Journal of Documentation. 2016. Vol. 62, No. 3. P. 388–411.
12. Gosling J., Bolden R., Petrov G. Distributed leadership in higher education. What does it accomplish? // Leadership. 2009. Vol. 5, No. 3. P. 299–310.
13. Schulz G. Quality Management in Arts Universities // Positioning Higher Education Institutions: From here to there. Dordrecht: Sense Publishers, 2018. P. 85–97.
14. Участие в управлении университетом / отв. ред. О. В. Бычкова. СПб.: Норма, 2016. 120 с.
15. Bundesrecht konsolidiert: Gesamte Rechtsvorschrift für Universitätsgesetz 2002. URL: https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=20002128 (дата обращения: 10.01.2021).
16. Университет художественного и промышленного дизайна в г. Линц. URL: https://www.ufg.ac.at/?id=1249 (дата обращения: 10.01.2021).
17. Венский университет прикладного искусства. URL: https://www.dieangewandte.at/universitaet/organisation/universitaetsrat (дата обращения: 10.01.2021).
18. Датская королевская академия изящных искусств. URL: https://www.kunstakademiet.dk (дата обращения: 10.01.2021).
19. Хельсинкский университет искусств. URL: https://www.uniarts.fi/en/units/universitymanagement/ (дата обращения: 10.01.2021).
20. Берлинский университет искусств. URL: https://www.udk-berlin.de/universitaet/universitaetsleitung/#c9237/ (дата обращения: 10.01.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Матвеев В.В., Симонов С.В. Управление организациями высшего образования в сфере искусства и культуры: европейский опыт. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(2):22-33.
For citation:
Matveev V.V., Simonov S.V. Management in Universities of Art and Culture: European Experience. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(2):22-33. (In Russ.)