Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Концепция образования 4.0 и современные вызовы системе профессиональной подготовки кадров для цифровой экономики

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-182-194

Аннотация

Актуальность научного исследования Концепции образования 4.0, а также тенденций, сопровождающих процесс цифровой трансформации образования, обусловлена следующими причинами: потребностью к изменению структуры управления образованием в процессе цифрового развития экономики; поиском оптимальных методов решения проблемы соответствия содержания образования приоритетам и целям национальной экономики.
Целью исследования является изучение Концепции образования 4.0 в контексте ее влияния на подготовку кадров для цифровой экономики, а также рассмотрение возможностей и вызовов цифровой трансформации образования.
Задачи. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: изучить содержание этапов развития системы образования в рамках наблюдаемых в экономике технологических изменений; выделить тенденции цифровой трансформации образования; сформулировать возможности и вызовы цифровой трансформации, определяющие приоритеты будущего развития системы профессиональной подготовки кадров для цифровой экономики.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования служат научные достижения отечественных и зарубежных ученых по вопросам цифровой трансформации системы образования. Для обоснования достигнутых результатов использовалась совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, научной абстракции. В работе использован ретроспективный подход к категории «образование 4.0». Исследование базируется на публикациях зарубежных и отечественных авторов по изучаемым вопросам и проблемам.
Результаты. В результате исследования раскрыто содержание Концепции образования 4.0, сформулированы глобальные тенденции в образовании, дана характеристика цифровых технологий, используемых в образовательном процессе, сформулированы возможности и вызовы, определяющие направления будущее образования.
Выводы. Обосновано, что уже сейчас образовательные организации должны обращать внимание на структурные изменения, которые влечет за собой цифровизация, и использовать в образовательном контенте материал, формирующий у обучающихся необходимые для адаптации к ней знания и навыки.

Об авторе

И. В. Шацкая
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Шацкая Ирина Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института ехнологий управления

пр-т Вернадского 78, г. Москва 119454



Список литературы

1. Шацкая И. В., Архипов А. И. Цифровизация экономики и новейшие тенденции в системе образования // Горизонты экономики. 2019. № 2 (48). С. 53–57.

2. Industry 4.0 / H. Lasi, P. Fettke, H.-G. Kemper, T. Feld, M. Hoffmann // Business & Information Systems Engineering. 2014. N 6(4). P. 239–242. https://doi.org/10.1007/s12599-014-0334-4.

3. Meylinda M., Faaizah Sh., Naim Ch. Malaysian Higher Education System Towards Industry 4.0 – Current Trends Overview // Conference Paper in AIP Conference Proceedings, 2018. URL: file:///C:/Users/532B~1/AppData/Local/Temp/MalaysianHigherEducationSystemTowardsIndustry4.0-CurrentTrendsOverview.pdf (дата обращения: 19.06.2021).

4. Transformation or evolution?: Education 4.0, teaching and learning in the digital age / C. A. Bonfield, M. Salter, A. Longmuir, M. Benson, C. Adachi // Higher Education Pedagogies. 2020. Vol. 5, N 1. P. 223-246. https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1816847.

5. Garrison D. R. Online community of inquiry review: Social, cognitive, and teaching presence issues // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2007. N 11(1). P. 61–72.

6. Salmon G. May the fourth be with you: Creating Education 4.0 // Journal of Learning for Development - JL4D. 2019. N 6(2). P. 95–115.

7. Hussin A. A. Education 4.0 made simple: Ideas for teaching // International Journal of Education and Literacy Studies. 2018. N 6(3). P. 92–98. https://doi.org/10.7575/aiac.ijels.v.6n.3p.92.

8. Educating for the future: A conceptual framework of responsive pedagogy / K. Smith, S. M. Gamlem, A. K. Sandal, K. S. Engelsen // Cogent Education. 2016. No. 3(1). P. 1227021. https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1227021.

9. Клячко Т. Л. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1. С. 26–42. https://doi.org/10.22394/2078-838X-2020-1-26-40.

10. Ryberg T., Buus L., Georgsen M. Differences in understandings of networked learning theory – connectivity or collaboration? // Exploring the theory, Pedagogy and practice of networked learning / ed. by L. Dirckinck-Holmfeld. Springer Science+Business Media, LLC, 2012. URL: https://www.researchgate.net/publication/267411795_Differences_in_Understandings_of_Networked_Learning_Theory_-_Connectivity_or_Collaboration (дата обращения: 28.06.2021).

11. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 28.06.2021).

12. Берсенев Д. Н., Воронов А. А., Тинякова В. И. Перспективы и возможности роста экспорта образовательных услуг в современном российском образовании // Экономика: теория и практика. 2019. № 3(55). С. 20–26.

13. Application of Immersive Technologies for Education: State Of The Art / P. T. Kovács, N. Murray, G. Rozinaj, Y. Sulema, R. Rybárová // International Conference on Interactive Mobile Communication Technologies and Learning (IMCL). Thessaloniki, 2015. P. 283–288.

14. Golden C. Remote teaching: The glass half-full. URL: https://er.educause.edu/blogs/2020/3/remote-teaching-the-glass-half-full (дата обращения: 04.06.2021).

15. Carvalho L., Goodyear P. Design, learning networks and service innovation // Design Studies. 2018. N 55. P. 27–53. https://doi.org/10.1016/j.destud.2017.09.003.

16. Goodyear P. Teaching as design // HERDSA Review of Higher Education. 2015. N 2. P. 27–50.

17. Лях Ю. А. Модель организации персонализированного обучения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3(108). С. 16–21. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10410.

18. Маликов А. В., Потапова И. И., Гаврилюк Е. С. Адаптация профессорско-преподавательского состава вузов к вызовам цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 6. С. 1011–1020. https://doi.org/10.18334/ce.14.6.110504.

19. Шацкая И. В., Сиганьков А. А. Цифровая трансформация бизнеса: монография. М.: РТУ МИРЭА, 2021. 130 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шацкая И.В. Концепция образования 4.0 и современные вызовы системе профессиональной подготовки кадров для цифровой экономики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(5):182-194. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-182-194

For citation:


Shatskaya I.V. The Concept of Education 4.0 and Contemporary Challenges to the System of Professional Training for the Digital Economy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(5):182-194. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-182-194

Просмотров: 385


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)