Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Модель удовлетворения потребностей в экономике, ориентированной на человека

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-220-229

Аннотация

Актуальность. Потребности человека на протяжении длительного периода времени находятся в фокусе пристального внимания ученых. При этом в настоящее время приходит осознание того, что потребление навязанных товаров и услуг ведет к перепотреблению, что никак не связано с объективно необходимыми потребностями человека. В рамках данного исследования потребности и возможность их полноценного удовлетворения лежат в «плоскости» экономики, в центре внимания которой должен находится человек. Соответственно, актуализируется задача исследования процесса удовлетворения объективно необходимых потребностей в экономике, ориентированной на человека.
Цель – определить процесс взаимодействия компонентов экономики, ориентированной на человека, в процессе удовлетворения объективно необходимых потребностей человека.
Задачи: сформировать базовую цепочку взаимодействующих элементов в человеко- ориентированной экономике в процессе удовлетворения потребностей человека; определить уровни удовлетворения человеческих потребностей; выявить направления оценки результата функционирования человеко-ориентированной экономики.
Методология. Для исследования использовались следующие методы научного познания: контент-анализ, универсальная схема взаимодействия.
Результаты. Разработана модель удовлетворения потребностей в человеко-ориентированной экономике; сформирована универсальная схема взаимодействия элементов в человеко-ориентированной экономике через процесс удовлетворения потребностей человека в результате взаимодействия человеческих, материальных, информационных ресурсов в рамках производства благ; идентифицированы три уровня удовлетворения потребностей: базовый, минимальный, максимальный; обозначена необходимость применения в рамках модели удовлетворения потребностей в человеко-ориентированной экономике обратной связи (через субъективную и объективную оценку).
Выводы. Полученные результаты исследования раскрывают направления работы в перспективе: субъективная оценка степени удовлетворения потребностей населения посредством опроса; объективная оценка развития ключевых сфер человеко-ориентированной экономики посредством обработки статистической информации. Практическая ценность работы – результаты исследования могут служить основанием для разработки комплекса мер, управленческих механизмов, направленных на формирование и развитие базовых сфер человеко-ориентированной экономики и экономики в целом.

Об авторе

С. И. Насырова
Институт развития образования Республики Башкортостан; Башкирский государственный университет
Россия

Насырова Светлана Ирековна, кандидат экономических наук, проректор по научной и инновационной работе, доцент кафедры управления проектами и маркетинга

ул. Мингажева 120, г. Уфа 450005

ул. Заки Валиди 32, г. Уфа 450076



Список литературы

1. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1971. 132 с.

2. Murray H. A. Explorations in Personality. New York: Oxford University Press, 1938. 790 p.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Изд. 2-е. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955-1981.

4. Alderfer C. P. An empirical test of a new theory of human needs // Organizational behavior and human performance. 1969. Vol. 4, is. 2. P. 142-175.

5. Maslow A. H. A theory of human motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50, no. 4. P. 370-396. https://doi.org/10.1037/h0054346.

6. Koo K. J., Im J. Y., Choi S. G. Determinants of happiness: Reevaluating the role of income and capability // Korean Public Administration Review. 2014. Vol. 48, no. 2. P. 317-339.

7. Карпунина Е. К., Бакалова Т. В., Астахин А. С. Новый формат потребительской ценности в цифровой экономике: от предотвращения угроз безопасности к реализации новых возможностей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 6. С. 67-77.

8. Seo J. H. An Exploratory Study on the Safety Needs as a Motivation of Citizen’s Safe Behavior: Based on Maslow’s Hierarchy Theory of 5 Basic Needs // Korean review of crisis and emergency management. 2015. Vol.11, N 6. P. 207-225.

9. Matias T., Dominski F. H., Marks D. F. Human needs in COVID-19 isolation // Journal of Health Psychology. 2020. Vol. 25, is. 7. P. 871-882. https://doi.org/10.1177/1359105320925149.

10. Deci E. L., Ryan R. M. The "What" and "Why" of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11, N 4. P. 227-268. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1104_01.

11. McClelland D. C. Toward a theory of motive acquisition // American Psychologist. 1965. Vol. 20, N 5. P. 321-333. https://doi.org/10.1037/h0022225.

12. Perspectives on Community Well-Being / Y. Kee, S. J. Lee, R. Phillips [et. al.] // Community Quality-of-Life and Well-Being, 2019. 224 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-15115-7.

13. Taormina R. J., Gao J. H. Maslow and the Motivation Hierarchy: Measuring Satisfaction of the Needs // The American Journal of Psychology. 2013. Vol. 126, N 2. P. 155-177. https://doi.org/10.5406/amerjpsyc.126.2.0155.

14. Малофеев И. В. Оценка удовлетворения потребностей пожилых людей и инвалидов в предоставлении социальных услуг // Социальная политика и социология. 2012. № 1. С. 48-55.

15. Johnston M. M., Finney S. J. Measuring basic needs satisfaction: Evaluating previous research and conducting new psychometric evaluations of the Basic Needs Satisfaction in General Scale // Contemporary Educational Psychology. 2010. Vol. 35, N 4. P. 280-296. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2010.04.003.

16. Березнев С. В., Кудреватых Н. В. Оценка уровня удовлетворения физиологических потребностей населения в продуктах питания // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 36. С. 54-62.

17. Чернова Т. В. Статистическая оценка степени удовлетворения потребности населения регионов РФ в приобретении нового жилья // Актуальные проблемы современной экономики. Математические методы, модели и информационные технологии: сборник докладов XVIII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых / Таганрогский институт управления и экономики. Таганрог, 2017. С. 9-14.

18. Кремлев Н. Д. Инструмент измерения степени удовлетворения потребностей населения региона // Оценка социально-экономического развития: опыт и перспективы: сборник тезисов докладов и выступлений III Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых / Донецкий национальный университет. Донецк, 2019. С. 24-29.

19. Боуш Г. Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: ИНФРА-М, 2020. 227 с.

20. Одум Ю. Экология: в 2 т. М.: Мир, 1986. 656 с.


Рецензия

Для цитирования:


Насырова С.И. Модель удовлетворения потребностей в экономике, ориентированной на человека. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(5):220-229. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-220-229

For citation:


Nasyrova S.I. Model of Satisfaction of Needs in a Human-Oriented Economy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(5):220-229. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-220-229

Просмотров: 361


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)