Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Теоретико-методологический подход к формированию междисциплинарного образовательного ландшафта в условиях цифровых и технологических прорывов

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-207-220

Аннотация

   Актуальность. В условиях цифровых и технологических преобразований изменяются требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать современный специалист. Существующий подход к организации обучения не соответствует новым требованиям. Сформировать предъявляемые к кадрам компетенции с учетом специфики сложившихся трансформационных условий возможно в рамках междисциплинарного подхода, что и подтверждает актуальность исследования.
   Цель ‒ разработка теоретико-методологического подхода к развитию междисциплинарного обучения, ориентированного на подготовку высококвалифицированных кадров, востребованных на современных рынках труда.
   Задачи: определение факторов, влияющих на развитие междисциплинарного ландшафта в образовании; выделение видов междисциплинарности, являющихся результатами динамического равновесия между противонаправленными влияниями; проработка и обоснование и новых форматов образования, способствующих развитию междисциплинарного ландшафта.
   Методология. Методологической основой исследования является совокупность теоретических и эмпирических методов, а также иллюстративно-графический способ обработки и интерпретации информации.
   Результаты. Предлагаемый теоретико-методологический подход направлен на развитие современного образования, ориентированного на формирование новых профессиональных навыков и компетенций будущего специалиста, необходимых для становления мультиформатных типов мышления в смежных сферах и расширения области знаний. Теоретико-методологический подход основан на практике передовых университетов мира и опыте ведущих российских вузов. Полученные результаты могут быть использованы в процессе формирования современной образовательной траектории подготовки российских специалистов в области цифровых технологий и экономики знаний.
   Выводы. Непременным драйвером развития современной системы образования выступает междисциплинарный подход, направленный на создание целостного междисциплинарного ландшафта, позволяющего решить сложные нестандартные задачи различного профиля с учётом требований цифровой экономики и условий научно-технологического прорыва. Для дальнейшей аналитической работы по развитию междисциплинарного образовательного ландшафта необходима система инструментальных средств и ресурсов. Направления последующих исследований связаны с формированием центра междисциплинарных исследований и образования в сфере гуманитарных, социальных и технических наук.

Об авторах

И. А. Тронина
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Ирина Алексеевна Тронина, доктор экономических наук, доцент

Researcher ID: Я-8039-2016 

ул. Комсомольская 95, г. Орел 302026 



И. В. Скоблякова
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Ирина Васильевна Скоблякова, доктор экономических наук, профессор

Researcher ID: К-2859-2017 

ул. Комсомольская 95, г. Орел 302026 



О. И. Морозова
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Ольга Ивановна Морозова, кандидат экономических наук, доцент

Researcher ID: Ф-3525-2018 

ул. Комсомольская 95, г. Орел 302026 



А. В. Семенихина
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Анна Викторовна Семенихина, кандидат экономических наук, доцент

Researcher ID: I-7950-2016 

ул. Комсомольская 95, г. Орел 302026 



Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.05.2022).

2. Морозова О. И., Семенихина А. В. Проблемы кадрового дефицита в условиях цифровой экономики // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-4(96). С. 93-97.

3. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979. 261 с.

4. Педагогическое наследие / Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

5. Jacobs H. H., Borland J. H. The Interdisciplinary Concept Model: Theory and Practice // Gifted Child Quarterly. 1986. N 4. P. 159-163.

6. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2009. 310 с.

7. Даниленко В. П. Формирование культурологической терминологии в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Даламбера // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2015. № 2(18). C. 95‒105.

8. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего. М.: Работник просвещения, 1922. 152 с.

9. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. 591 с.

10. The Past and Future of Information Systems: 1976-2006 and Beyond / ed. by D. Avison, S. Elliot, J. Krogstie, J. Pries-Heje // IFIP 19th World Computer Congress, TC-8, Information System Stream, August 21-23, 2006, Santiago, Chile. New York: Springer, 2006.

11. Fish S. Versions of Academic Freedom: From Professionalism to Revolution Hardcover. Chicago: University of Chicago Press, 2014. 163 p.

12. Henkel M. Academic Identities and Policy Change in Higher Education. London: Kingsley, 2000. 285 p.

13. Невская С. С. Вклад М. Н. Скаткина, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко в развитие и формирование человеческого и социального потенциала и капитала // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 6(27). С. 36‒52.

14. Кагакина Е. А. Интеграция общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов как фактор подготовки будущих специалистов. Кемерово: КемГУКИ, 2015. 150 с.

15. Рудакова И. А., Удовик Е. Э. Междисциплинарные исследования и проблема формирования интегративной педагогики // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3(54). С. 57.

16. Панферов В. Н. Интегративный подход в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2003. № 3(6). С. 114-124.

17. Саитова Л. Р. Исторический контекст становления междисциплинарного подхода в образовании. URL: http://aspirantura-olimpiada.narod.ru/index/0-101 (дата обращения: 01.05.2022).

18. Калифорнийский университет Беркли. URL: https://www.unipage.net/ru/university_of_ california_berkeley (дата обращения: 01.05.2022).

19. Rhetoric Department. URL: https://rhetoric.berkeley.edu/ (дата обращения: 01.05.2022).

20. Тронина И. А., Новикова Ю. С. Приоритетные направления инновационного развития высшего образования в регионе // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева. Орел, 2020. С. 344- 350.


Рецензия

Для цитирования:


Тронина И.А., Скоблякова И.В., Морозова О.И., Семенихина А.В. Теоретико-методологический подход к формированию междисциплинарного образовательного ландшафта в условиях цифровых и технологических прорывов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(4):207-220. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-207-220

For citation:


Tronina I.A., Skobliakova I.V., Morozova O.I., Semenikhina A.V. Theoretical and Methodological Approach to the Formation of an Interdisciplinary Educational Landscape in the Context of Digital and Technological Breakthroughs. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(4):207-220. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-207-220

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)