ТРЕНДЫ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Актуальность исследования состоит в необходимости изучения текущей миграционной ситуации в РФ из стран СНГ с целью выработки рекомендаций для более эффективного регулирования миграционных потоков, поскольку для России это вопрос экономической безопасности страны.
Цель – на основе статистических данных провести анализ динамики и прогноза миграционных тенденций на пространстве СНГ и выделить направления миграционной политики РФ и стран СНГ для регулирование данных процессов
Задачи: проанализировать текущие и прогнозные тенденции миграционных потоков в РФ из стран СНГ с учетом присоединенных областей; выделить направления регулирования миграции с целью обеспечения безопасности страны.
Методология. Методологической основой исследования является теория Теодора Андерсона. Результаты анализа статистических данных представлены с использованием методов систематизации и иллюстративно-графического метода.
Результаты. Миграционная политика в странах СНГ реализуется с учетом особенностей государства. Проблема регулирования миграционных потоков состоит в обширной границе с Казахстаном, с Беларусью, с Украиной. После присоединения Луганской, Донецкой, части Запорожской и Херсонской областей характер миграционных потоков изменился, жители являются гражданами РФ. На Беларусь и Казахстан как на членов ЕАЭС распространяется упрощенный вариант трудоустройства на территории РФ.
Выводы. Проведенный анализ подтвердил необходимость продолжать совместную работу и обмен эффективными практиками контроля, регулирования и противодействия незаконным мигрантам.
Актуальность. Статья посвящена исследованию и разработке многоуровневой модели инновационного развития регионов РФ. Особо отмечена актуальность перехода на инновационный путь развития российской экономики в условиях экзогенных, глобальных изменений.
Цель ‒ разработка многоуровневой модели инновационного развития с выделением перспективных уровней принятия управленческих решений.
Задачи: анализ сформированных уровней модели инновационного развития территории; идентификация основных институциональных ограничений и проблем, связанных с практической реализацией текущей модели инновационного развития российских регионов; схематическая визуализация процесса формирования многоуровневой модели инновационного развития; выделение основных элементов локального уровня развития инноваций на конкретных предприятиях, производствах.
Методология. Использован широкий спектр методов исследования, теоретических концепций в сфере пространственного и инновационного развития территорий. Основными стали диалектический, системный и комплексный подходы, позволившие рассмотреть экономические отношения во взаимосвязи и развитии, комплексно оценить рассматриваемую проблему исследования.
Результаты. Осуществление трансформации региональных экономических систем в направлении инновационного развития имеет весомый приоритет в контексте социально-экономического развития государства, при этом проявляется сложность осуществления инновационной политики на разных уровнях (федеральном, региональном, так и местном), и выявляются множество факторов, влияющих на эффективность и результативность этих процессов. В отличие от преобладающего подхода, где регионы рассматриваются как основной уровень внедрения инноваций, данное исследование предлагает выделить уровень агломераций муниципальных образований как наиболее перспективный и актуальный для перехода на инновационный путь развития региональных экономических систем.
Выводы. Основным назначением внедрения представленной модели в практику управления социально-экономическим развитием является активизация внутренних резервов по средствам использования потенциала обозначенных агломераций муниципальных образований. Результаты исследования демонстрируют, что страны с высоким уровнем развития производства успешно используют многоуровневую систему регулирования, направленную на переход к инновационному пути развития региональных экономических систем.
УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Актуальность данного исследования обусловлена стремительным развитием высокотехнологичных направлений в современном мире. Инновации, такие как искусственный интеллект, «Интернет вещей» и сети 5G, внедряются во множество отраслей, изменяя бизнес-процессы и создавая новые возможности. Эти изменения оказывают существенное воздействие на стратегическое управление компаниями. Поэтому анализ динамики развития высокотехнологичных направлений и формулирование стратегических приоритетов становятся важными аспектами менеджмента компаний.
Цель исследования заключается в анализе и выявлении основных тенденций развития высокотехнологичных направлений.
Задачи: проанализировать текущее состояние высокотехнологичных направлений в разных странах; выявить ключевые факторы и факторы, влияющие на развитие высокотехнологичных направлений, таких как инновации, конкуренция, регулирование; рассмотреть влияние высокотехнологичных направлений на стратегическое управление компаниями.
Методология. В процессе исследования были использованы методы анализа патентной активности, сравнительного анализа и контент-анализа и другие.
Результаты. Высокотехнологичные направления переживают бурное развитие, что подтверждается данными о прогнозируемых инвестициях и патентной активности. Развивающееся партнерство между научными и промышленными кругами в области искусственного интеллекта свидетельствует о стремлении бизнеса к совместным исследованиям и разработкам. Правовое регулирование, недостаточная квалификация рабочей силы становятся препятствием для дальнейшего внедрения и использования цифровых технологий компаниями. В настоящее время отсутствует консенсус в отношении единой системы безопасности рассматриваемых технологий.
Выводы. Компании должны интегрировать 5G, искусственный интеллект и «Интернет вещей» в стратегические приоритеты, учитывая аспекты кибербезопасности и конфиденциальности данных. Для эффективного преодоления последствий технологической революции компаниям необходимо выработать четкую стратегию и применять гибкие методы управления.
Актуальность. Необходимость ускоренного создания новых промышленных предприятий для компенсации объемов импортной продукции, поставки которой прекратились с начала специальной военной операции, превращает вопросы проектирования этих предприятий в неотложную задачу. При этом данная работа не может проводиться на принципах, которые были приняты в индустриальную эпоху, но должна нести в себе те новации, которые предусматриваются цифровизацией и компонентами концепции «Индустрии 4.0».
Цель. В статье раскрывается содержание современных цифровых технологий построения подсистемы управления промышленными предприятиями, учет которых необходим при их проектировании.
Задачи. В ходе исследования решались задачи разработки процедур проектирования автоматизированных систем управления ресурсами предприятий, систем автоматизации производством и управления персоналом.
Методология. Исследование основывается на методах проектирования и реформирования основных подсистем промышленных предприятий, составляющих содержание современных концепций организации и управления.
Результаты. Как показало исследование, в процессе проектирования подсистемы управления предприятием на основе цифровых технологий необходимо выполнить ряд действий. Основными из них являются: определение бизнес-процессов, которые должна автоматизировать система, требования к внедряемой системе; возможности интеграции системы с другими системами, которые предполагается использовать на создаваемом предприятии; дополнительное обучение пользователей; проектирование поддержки и развития системы.
Выводы. Применение цифровых решений при проектировании подсистемы управления промышленным предприятием позволяет создать организацию, отвечающую прогрессивным представлениям о современном производственном бизнесе. Однако сделать это можно, только руководствуясь рекомендованными технологиями.
Актуальность. Стремление организаций снизить трансакционные издержки и реализовать синергические эффекты от взаимодействия в результате реализации интеграционного бизнес-проекта определяет необходимость выработки новых подходов к целевому управлению своего развития, что и доказывает актуальность данного исследования.
Цель проводимого исследования заключается в разработке научно-методических положений по обоснованию участия организаций в интеграционном бизнес-проекте на основе практического перехода региональной экономики к устойчивому развитию в современных условиях институциональной трансформации.
Задачи: сформировать алгоритм оценки целесообразности участия экономических субъектов в интеграционном бизнес-проекте; предложить потенциально возможный интеграционный бизнес-проект; рассмотреть возможные варианты стратегического развития организаций путем практической реализации положений синергического бизнес-подхода и целевого управления.
Методология. Исследование базируется на методологии системного анализа проблем интеграционного взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, рассматриваемого с позиций определения возможностей получения синергетического эффекта от создания их партнерских бизнес-объединений. Также использовались методы системного анализа и синтеза, компаративного и библиометрического анализа, адекватные преследуемой цели и структурирующим ее задачам проводимого исследования.
Результаты. В реалиях рыночной экономики синергетический эффект создаваемых бизнес-партнерств рассматривается обычно как само собой разумеющееся явление. Проводимое комплексное исследование позволило объединить продуктивные элементы имеющейся практики и авторских разработок и на этой основе определить ключевые направления эффективного развития нормативно-целевого регулирования процессов формирования и форсирования интеграционных бизнес-партнерств.
Выводы. Интеграционные бизнес-проекты, если рассматривать их с точки зрения «синергизма», являются практически высокоэффективным фактором устойчивого развития региональной экономики по причине тотального соответствия всем современным социальным, экономическим, политическим и другим реалиям при условии целевого управления их реализацией с адекватным научно-методическим и организационно-экономическим обеспечением.
ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС НА ПУТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Актуальность. Главной целью любого бизнеса является излечение большей прибыли, что в реалиях современной информационной эры достигается в существенной мере посредством диджитализации. Решающее значение в вопросах оптимизации бизнес-процессов, повышения лояльности гостей и конкурентоспособности в условиях быстро меняющегося рынка отводится цифровой трансформации бизнеса. Она выводит традиционные подходы к ведению бизнеса на качественно новый уровень. Значительное влияние на смещение вектора развития в сторону цифровизации в гостиничном секторе оказала пандемия COVID-19, которая вызвала необходимость ускоренного внедрения новейших ITтехнологий в деятельность объектов размещения и вывела отрасль на более динамичный виток развития. Возрастающая роль электронной коммерции в современной экономике также внесла свои корректировки и стимулировала подключение гостиниц к различным цифровым платформам.
Цель ‒ исследование приоритетных направлений цифровой трансформации гостиниц и оценка целесообразности перехода к цифровой системе управления в вопросах оптимизации бизнес-процессов, улучшения качества обслуживания и достижения высоких ключевых показателей эффективности.
Задачи: определить роль цифровизации гостиничной индустрии в современном мире; выявить стратегические цели интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы; оценить влияние внешних факторов на развитие цифровой дистрибуции и внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность гостиниц; определить конкурентные преимущества использования PMS-систем; рассмотреть возможности применения искусственного интеллекта и технологии Big Data в гостиничном бизнесе.
Методология. В ходе написания статьи использовались следующие методы: анализ литературы, теоретические, монографические, статистические методы и методы графического моделирования.
Результаты. Были изучены теоретические аспекты цифровизации сфере гостеприимства, рассмотрены факторы, стимулирующие темпы роста данного процесса. Определены наиболее популярные продукты цифровизации в индустрии.
Выводы. В статье подчеркивается необходимость следования за цифровыми тенденциями в индустрии гостеприимства, что является важным условием успешности предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Актуальность. Статья посвящена исследованию влияния инновационной деятельности на социально-экономическое развитие регионов России и Курской области в частности. Анализируется инновационный потенциал региона, оцениваются результаты инновационной деятельности в предшествующие периоды и рассматриваются пути возможного развития.
Цель – определение влияния инновационной деятельности на социально-экономическое развитие Курской области с выделением существенных вызовов, перспектив и рисков.
Задачи: оценить результаты инновационной деятельности ретроспективно и прогнозировать возможности для будущего развития; рассмотреть влияние инновационной деятельности на занятость и доходы населения; определить вызовы и проблемы развития инновационной деятельности в Курской области, выявить риски; предложить пути дальнейшего инновационного развития Курской области с оценкой роли государственной поддержки.
Методология. Методы анализа статистических данных о развитии инновационной деятельности в Курской области и других регионах России, полученные из открытых источников, посвященных проблемам развития инновационной деятельности в регионах; методы мониторинга и оценки, включающие анализ данных о занятости и доходах населения.
Результаты. Выделены вызовы и проблемы, возникающие в процессе развития инновационной деятельности в регионе, анализируются перспективы развития инновационной деятельности в Курской области. Представлена сравнительная информация методик исследования уровня инновационной деятельности. Проводился сравнительный анализ инновационного потенциала Курской области с другими регионами России. Представлены данные о нормативно-правовой базе инновационной деятельности в Курской области.
Выводы. В последние годы в Курской области произошел рост инновационной деятельности. Однако необходимо продолжать работу по созданию инновационной инфраструктуры, привлечению квалифицированных кадров, улучшению качества государственной поддержки. Инновационная деятельность оказывает существенное влияние на занятость и доходы населения, а также на социальную сферу региона. Необходимо учитывать риски инновационной деятельности, такие как потенциальные негативные влияния на окружающую среду и здоровье населения.
Актуальность. Развитие инновационного предпринимательства приобретает все большую значимость в связи повышением уровня конкуренции на рынках товаров, работ и услуг, важностью решения задач максимального удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах высокого качества. Успешность решения данных задач зависит от ряда факторов, часть из них выступает в качестве барьеров развития инновационного предпринимательства, часть представляет собой необходимые условия. Что касается первых, важным является разработка мер по их нивелированию и устранению, в отношении второй группы факторов важным является создание условий, необходимых для наиболее полного использования потенциала предприятий данной сферы.
Цель ‒ анализ и определение влияния и значимости регионального инновационного предпринимательства, а также выявление перспектив развития этого сектора в Волгоградской области.
Задачи: раскрыть сущность понятия «инновационное предпринимательство»; дать прогнозную оценку перспективных направлений развития инновационного предпринимательства Волгоградской области, включающую учет как уже имеющейся базы, так и комплекса мер, направленных на поддержку развития данной сферы в регионе.
Методология. Использованы метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, метод историко-логического анализа и оценки современной ситуации, а также иллюстративно-графический метод.
Результаты: сформулировано авторское видение понятия «инновационное предпринимательство»; определены ключевые направления и меры стимулирования развития инновационного предпринимательства в регионе; выделены основные функции органов публичной власти субъектов РФ по развитию инновационного предпринимательства в регионах; представлена авторская прогнозная оценка стратегических перспектив развития инновационного предпринимательства Волгоградской области; сформулированы наиболее предпочтительные направления развития инновационного предпринимательства Волгоградской области, которые требуют особого внимания со стороны региональной органов публичной власти.
Вывод. На развитие российского инновационного потенциала оказывают активное влияние такие факторы, как состояние научно-технической базы предприятий, санкционные ограничения, система мер государственной поддержки.
Актуальность. В современных экономических условиях необходимо совершенствовать процесс управления региональным развитием, находить ресурсы повышения экономической безопасности региона, повышать устойчивость развития региональной социально-экономической системы в неопределенной внешней среде. Существенным ресурсом развития регионов и страны в целом является деятельность малого бизнеса.
Цель ‒ разработка алгоритма комплексной оценки регионального развития, включающего анализ корреляции с производительностью труда малого и среднего предпринимательства.
Задачи: проанализировать подходы к сущности и содержанию понятия «развития» предприятия и региона в современных условиях российской экономики; сформулировать основные цели и направления развития предприятия и региона в соответствии с дифференцированными подходами к трактовке развития; разработать и применить на фактографических материалах алгоритм комплексной оценки регионального развития; определить стратегические направления формирования среды деятельности малого и среднего предпринимательства для усиления пропульсивного воздействия на развитие региональной системы.
Методология. Основой проведенного исследования являются методы системного анализа, экспертного оценивания, корреляционно-регрессионного анализа, методы анализа и синтеза, графической и табличной визуализации полученных результатов исследования.
Результаты. Предложено идентифицировать пропульсивное воздействие деятельности малого и среднего предпринимательства как структурного элемента региональной социально-экономической системы на итоговые результаты ее развития. Проведено исследование и измерение социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа в соответствии с предложенным алгоритмом, одним из этапов которого является оценка корреляции уровня развития региона и производительности малого и среднего предпринимательства. На основе полученных данных определены направления создания благоприятных гарантийных условий поддержки малого и среднего предпринимательства как мультипликатора социально-экономического развития.
Выводы. В рамках проведенного исследования была предложена технология исследования и оценки влияния деятельности малого и среднего предпринимательства на региональное развитие с последующей трансформацией результатов оценки в стратегические направления формирования благоприятной и стимулирующей среды для малого бизнеса как драйвера развития региона.
Актуальность. В современных условиях туристический бизнес оказывает влияние на социально-экономическую стабильность территорий, на формирование доходов бюджетной системы.
Российская Федерация обладает богатым культурно-историческим потенциалом, что позволяет наращивать индустрию туризма за счет увеличения потоков иностранных и отечественных туристов. В статье авторами приведены официальные статистические данные, отражающие значимость российской туристской сферы и стратегические перспективы ее развития, что должно увеличить ее вклад в национальную экономику и повысить рейтинг в мировых показателях.
Цель. Основной целью работы является оценка роли индустрии туризма в экономическом развитии регионов РФ.
Делаются выводы о том, что в современных реалиях в связи с нестабильной эпидемиологической и геополитической обстановками рынок туризма в РФ сильно пострадал, что не позволило получить планируемые доходы, и ряд компаний оказалось в тяжелом финансовом состоянии.
Задачи. В статье решаются следующие задачи: охарактеризовать современную ситуацию в области экономической безопасности в туристическом секторе РФ; оценить результаты реализации государственной программы «Развитие туризма».
Методология. Методологическая база базируется на комплексе экономических методов исследования, объединенных системным подходом к изучению исследуемой проблемы.
Результаты. В статье представлены результаты оценки влияния явных вызовов в российской туристской отрасли и новых возможностей для ее дальнейшего развития.
Вывод. Для формирования устойчивой позиции на рынке туристских услуг необходимо эффективно реализовывать стратегические меры, которые должны находиться в тесной взаимосвязи с тенденциями национальной индустрии туризма и опытом зарубежных стран по предоставлению различного спектра услуг.
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ
Актуальность. Инновационное развитие является одной из наиболее приоритетных задач экономики на национальном и региональном уровне. Одним из направлений решения данных задач является формирование локальных наукоемких рынков, в рамках которых происходит взаимодействие основных участников инновационного цикла – от проведения фундаментальных научных исследований до выведения наукоёмкого продукта на рынок. Объектом исследования выступил локальный наукоёмкий рынок Белгородской области. Источниками информации для проведения исследования выступили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС); результаты исследований, представленные в поисковой системе eLibrary.Ru; данные статистической отчётности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.
Цель исследования – кластерная группировка разработанных передовых производственных технологий в организациях Белгородской области.
Задачи: контент-анализ теоретических данных по проблеме исследования в поисковой системе eLibrary.Ru; анализ тематических публикаций и нормативных документов, данных зарубежных стран; классификация инструментов анализа показателей наукоемких рынков; группировка количественных показателей; апробация результатов исследования в условиях регионального наукоемкого рынка.
Методология. В качестве методов исследования был использован ретроспективный контентанализ, анализ статических данных, кластерный анализ и группировка разработанных передовых производственных технологий в организациях Белгородской области.
Результаты. В статье представлен краткий анализ эффективности реализации данных задач с позиции геомаркетингового и кластерного подходов. Выделены основные этапы формирования кластерной политики в Российской Федерации и проанализированы условия формования данной политики на национальном уровне. В результате проведенных исследований были структурированы основные геомаркетинговые инструменты анализа локального наукоемкого рынка; предложена группировка количественных параметров для проведения геормаркетингового и кластерного анализа наукоемкого локального рынка.
Вывод. На основании кластерного анализа передовые производственные технологии, применяемые в области, были сгруппированы в четыре кластера, которые могут стать основой для дальнейшего инновационного развития.
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность. В рыночных условиях ведения бизнеса организации вынуждены конкурировать друг с другом, находить новые рынки, товары / услуги, удовлетворяющие стремительно меняющиеся потребности клиентов, оперативно реагируя на вызовы внешней среды. Для победы в конкурентной борьбе компании внедряют высококачественные товары и услуги, используют компьютерные технологии, современное оборудование, инновации. Быстро развивающимся и перспективным рынком становится рынок виртуальной реальности. Разработка и запуск стартап-проектов в этой области становится актуальным направлением исследований и разработок. Именно поэтому проблема проведения конкурентного анализа бизнес-среды при разработке стартап-проектов выходит на первый план и требует своего научно-практического разрешения.
Цель исследования состоит в проведении конкурентного анализа бизнес-среды стартапа и выявлении на его основе направлений формирования конкурентных преимуществ проекта. Исследование выполнено на примере разработки стартап-проекта «Создание клуба виртуальной реальности Enter. VR».
Задачи поставлены исходя из тематики исследования и направлены на обоснование актуальности решения обозначенной проблемы, исследование основных тенденций развития мирового и российского рынка виртуальной реальности, проведение конкурентного бизнес-среды стартапа и выявление на его основе направлений формирования конкурентных преимуществ проекта.
Методология исследования предполагает использование методов эмпирического и компаративного анализа, а также методов табличной и графической визуализации исходных данных и полученных результатов исследования.
Результаты исследования предусматривают решение поставленных в исследовании задач и обоснование полученных выводов.
Выводы. На примере разработки стартап-проекта «Создание клуба виртуальной реальности «Enter. VR» был проведен конкурентный анализ бизнес-среды, выявлены конкурентоспособные и наиболее привлекательные сегменты рынка виртуальной реальности Курской области, сформулированы рекомендации по формированию конкурентных преимуществ клуба виртуальной реальности «Enter. VR», которые могут быть адаптированы в практику других стартап-проектов.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Актуальность. Маркетинг влияния – это быстро развивающаяся, но до сих пор относительно малоизученная практика управления на рынках B2B. Несмотря на растущее количество исследований маркетинга влияния в целом, они почти полностью сосредоточены на потребительских рынках, ориентированных на продукт рекламных акциях в социальных сетях, а также об отношении и поведении потребителей, что дает лишь ограниченное представление об организационных процессах и уникальных характеристиках влиятельного маркетинга на рынках B2B.
Целью данного исследования является методика оценки существующего бренда и разработка маркетинговых мероприятий для его продвижения.
Задачи. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: проведен мониторинг бренда с целью определения желательных и нежелательных ассоциаций (на основе логики Венна); произведена оценка корреляции между ассоциациями и продвижением бренда при помощи параметрических критериев; выполнена апробация полученной модели на основании дисперсионного анализа.
Методология. Исследование базируется на методах статистического анализа данных, визуального представления данных, методах экспертной оценки, теории корпоративного брендинга, диаграмм Венна, мультикорреляционного анализа, индуктивного подхода, трехэтапного кодирования.
Результаты. К полученным результатам можно отнести определения желательных и нежелательных ассоциаций (на основе логики Венна), оценку корреляции между ассоциациями и продвижением бренда при помощи параметрических критериев, апробацию полученной модели, создание векторной шкалы, оценивающей изменение экономического потенциала компании.
Выводы. По итогам проведенных исследований можно сделать вывод, что внедрение ассоциаций заинтересованным сторонам действительно сказывается, причем положительно, на мнение и представление людей о бренде, что непременно сказывается на его узнаваемости, а следовательно, продвижении товара.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА
Актуальность. Деятельность компании и реализация новых инвестиционных проектов связаны со множеством рисков. Одним из наиболее очевидных и значимых рисков является рыночный – в контексте статьи это риск недостижения цен, объемов и в целом выручки от реализации продукта по сравнению с запланированными в бизнес-плане и финансовой модели проекта. В современной академической и бизнес-литературе детально рассмотрены подходы к анализу рынка в целом, однако проблемам экспертизы данных аспектов в проектном финансировании и в случае реализации новых проектов в принципе не уделено значительного внимания.
Цель ‒ рассмотреть подходы к анализу значимости рыночного риска и меры по работе с риском при экспертизе инвестиционного проекта.
Задачи. В статье предполагается рассмотреть возможные компоненты риска, привести пример оценки его существенности для показателей инвестиционной привлекательности условного проекта, подходы к анализу источников прогнозов.
Методология. Использованы методы моделирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, критического анализа и сравнения источников и анализа общедоступной информации.
Результаты. В статье рассмотрены подходы к анализу рыночного риска при реализации инвестпроекта, представлен условный пример его важности на основе упрощенной модели дисконтированных денежных потоков, выявлены ключевые предпосылки и ограничения. Наибольшую практическую значимость имеет рассмотрение автором примера анализа ошибок консенсус-прогноза.
Выводы. Рыночный риск является одним из ключевых при реализации инвестиционного проекта и предоставления проектного финансирования. Необходим комплекс мер по снижению и учету риска. Одним из наиболее важных вопросов является критический анализ доступных прогнозов. В следующей статье будут рассмотрены вопросы работы с независимым консультантом, ряд конкретных требований в условном техническом задании для проведения маркетинговых исследований и некоторые технические меры по минимизации рыночного риска в финансовой модели проекта.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ОБРАЗОВАНИЕ
Актуальность. На протяжении всего существования человечества лидеров групп интересовало, как побудить людей выполнять задания. Разумеется, работа должна быть сделана качественно и по возможности быстро. В ход шли абсолютно разные методы мотивирования. Давно известно, что без личной заинтересованности и четкого понимания конечной цели своей деятельности достичь высоких результатов невозможно. Для этого необходима совокупность различных стимулов, отвечающих интересам конкретного индивида. Человек, чувствуя внутреннюю мотивацию при выполнении работы, испытывает удовлетворение, когда достигает поставленной цели и определенного результата, а также чувствует себя значимым специалистом.
Целью исследования является оценка и анализ удовлетворенности и лояльности человеческих ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства
Задачи: оценить удовлетворенность человеческих ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства; выявить проблемы и предложить рекомендации по удовлетворенности и лояльности человеческих ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Методология. Исследование построено на обзоре трудов отечественных экономистов, изучении нормативно-правовой базы по теме исследования и анализе статистических данных.
Результаты. В ходе работы проведен анализ удовлетворенности и лояльности человеческих ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства, выявлены проблемы и предложены рекомендации по удовлетворенности и лояльности человеческих ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выводы. Проанализировав деятельность компании по системе мотивации сотрудников, выявлен ряд проблем. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для более результативной системы мотивации работников предлагаем в компании внедрить несколько инструментов мотивации персонала.
Актуальность. Экономические успехи любого государства неразрывно связаны с развитием образования, науки и основанных на них инновационных технологиях, которые способствуют росту и развитию страны в целом, а также созданию условий для дальнейшего развития человека. Внимание к проблеме управления человеческими ресурсами усилилось в последние годы в связи с увеличением разрыва между происходящими изменениями в производстве (ориентация на инновационное развитие) и фактическим их состоянием.
Разработка новых технических принципов и технологий требует определенных моделей мышления и действий, которые реализуются на практике через систему развития человеческих ресурсов. Поэтому при определении роли человеческих ресурсов в технологическом развитии стран необходимо особое внимание уделять образованию, которое является мощным двигателем экономического роста, повышающим эффективность и конкурентоспособность национальных экономик. Происходящие изменения потребуют от людей формирование принципиально новых навыков и компетенций, необходимых для участия в создании и распространении цифровых технологий.
Целью исследования является выявление взаимосвязи между человеческими ресурсами и технологическим развитием государства.
Задачи: проанализировать количество и качество человеческих ресурсов Российский Федерации и стран, близких по уровню технологического развития; рассмотреть уровень образования и уровень экономической активности населения по ЦФО и Курской области.
Методология. Исследование построено на обзоре трудов отечественных экономистов, анализе статистических данных.
Результаты. В ходе работы было проанализировано место Российской Федерации в глобальном инновационном рейтинге, проведен сравнительный анализ количества и качества трудовых ресурсов со странами, находящимися на схожих позициях рейтинга, проведен более углубленный анализ трудовых ресурсов Российской Федерации и ЦФО, проанализировано влияние человеческого капитала на технологическое развитие региона и стран в целом.
Выводы. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, человеческий капитал признается неотъемлемым фактором экономического роста.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Актуальность. Современный этап развития информационно-коммуникативных технологий вызывает всё большее исследовательское внимание к проблеме возникающих в процессе цифровизации и медиатизации рискогенных факторов. Категория адаптационного потенциала, находящая применение в различных областях социо-гуманитарного знания, представляется адекватным концептуальным инструментом для проблематизации рисков медиаэкосистемы. Однако в рамках гуманитарно-научного дискурса цифровизации данный концепт является недостаточно разработанным, что определяет актуальность построения теоретической конструкции (модели) адаптационного потенциала личности в условиях медиаэкосистемы, а также определения перспективных направлений её прикладного применения.
Целью настоящей статьи является теоретическое обоснование и построение динамической модели адаптационного потенциала личности к рискам медиаэкосистемы.
Задачи: раскрыть теоретико-методологические основания концептуализации личностного адаптационного потенциала в условиях медиаэкосистемы; специфицировать содержание уровней адаптационного потенциала; описать динамические взаимосвязи адаптационного потенциала с соответствующими параметрами медиаэкосистемы.
Методология. В статье нашли применение социологические теории, акцентирующие внимание на социально-конструкционистском характере современных технологий (акторно-сетевая теория, теория социального конструирования технологий), а также ряд основных общенаучных методов (индуктивный и дедуктивный методы, структурно-функциональный подход). Особое внимание уделено методам аналогии и моделирования, которые позволили составить динамическую модель адаптационного потенциала личности в медиаэкосистеме и заложить основы дальнейшей операционализации данной категории.
Результаты. По результатам проведённого исследования теоретических источников автором построена динамическая модель личностного адаптационного потенциала. Описаны ценностный, диспозиционный и практический уровни адаптационного потенциала, а также их взаимосвязь с соответствующими параметрами медиаэкосистемы (институциональные нормы и габитусы, паттерны, аффордансы).
Выводы. Построенная динамическая модель может служить методологической основой теоретических и прикладных исследований. Перспективным направлением является дальнейшая операционализация и эмпирическая верификация представленной модели, а также экспликация структурных элементов адаптационного потенциала.
Актуальность. Сегодня, когда Россия, как и весь мир, переживает беспрецедентные изменения во всех сферах жизни, особенно большие ответственность и нагрузка ложатся на плечи руководителя. Сталкиваясь с новыми реалиями, он начинает переоценивать не только эффективность бизнеса, но и свой подход к основным аспектам процесса управления: социальному воздействию, взаимодействию с персоналом и стратегиям.
Цель ‒ изучить систему ценностных ориентаций современного руководителя в социально-структурных отношениях в бизнес-сфере.
Задачи: выявить и описать ценностные ориентации современного руководителя посредством анализа основных компонентов опросника ценностей М. Рокича; оценить обоснованность использования системы ценностных ориентаций руководителя в условиях новых реалий четвертой промышленной революции, пандемии и экономических санкций.
Методология. В исследовании приняли участие 100 руководителей в возрасте 30 лет и старше, разного уровня и управленческого стажа. Им было предложено расположить терминальные и инструментальные ценности в порядке их значимости.
Результаты. Исследование показало, что, несмотря на различные возрастные, географические, профессиональные и личные данные, существуют лишь незначительные расхождения в системе ценностных ориентаций руководителей, а ценности, предложенные Рокичем, определяют их ценностно-смысловой аспект жизни и деятельности.
Выводы. Для того чтобы описанные ценности руководителя максимально полно отражали последние события и настроения в мире, автор предлагает дополнить их цифровыми ценностями, от которых напрямую зависит эффективность и конкурентоспособность в бизнесе, и дает свое определение этому «явлению».
Актуальность исследования заключается в необходимости уточнения отношения населения региона к банкротству физических лиц и определении наиболее значимых характеристик, формирующих сложившееся отношение.
Цель ‒ определить отношение населения Курской области к банкротству физических лиц и основные факторы, формирующие сложившееся отношение.
Задачи: определить установку населения к возврату долгов; выяснить информированность и отношение населения к процедуре банкротства; определить влияние социально-экономических и демографических характеристик на исследуемые показатели.
Методология: анализ документов; анкетный опрос населения. Определение габитуальной структуры произведено методом сопоставления направленности основной диспозиции респондентов и их эффективного капитала. Обработка результатов, их анализ, сравнение и определение зависимости показателей от характеристик респондентов выполнялось с использованием программы SPSS (статистические таблицы и таблицы сопряженности).
Результаты. Большинство населения Курской области считает, что долги необходимо отдавать. Только пятая часть респондентов допускают исключения в вопросе возврата долгов. В то же время только 26% считают невозврат долгов позорным явлением. Такое же количество ‒ 26% ‒ приравнивает банкротство к жизненной катастрофе, остальные признают, что банкротство – неприятное обстоятельство, но не меняет радикально жизнь людей.
Положительное и отрицательное отношение к лицам, прошедшим через процедуру банкротства, распределяется практически поровну. Вероятность личного обращения к процедуре банкротства высказали около 40%, 30% не рассматривают для себя такой вариант, такое же количество не может ответить на этот вопрос.
Выводы. Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что наибольшее влияние на отношения населения Курской области к банкротству физических лиц оказывает его габитуальная структура, вид занятости, образование. Гендерный показатель влияет только на оценку банкротства физических как явления. Не оказывают влияние на отношение к банкротству семейное положение и размеры доходов на члена семьи.
Актуальность. Для современной России проблема карьеры для молодежи является особенно острой вследствие непредсказуемости и непрогнозируемости внешних обстоятельств, в которых осуществляются карьерные процессы. Становление личности невозможно без сложившегося положительного отношения к труду, готовности к приобретению той или иной профессии. Профессия задает определенный социальный фон жизни людей. И поэтому многие молодые люди при выборе карьеры связывают свою будущую профессию и свое возможное материальное благополучие.
Цель ‒ выявление особенностей влияния карьерных ожиданий на профессиональный выбор российских и китайских студентов в условиях социальных рисков.
Задачи: выявить специфику карьерных ожиданий студентов России и Китая; осуществить сравнительный анализ особенностей влияния карьерных ожиданий на профессиональный выбор российских и китайских студентов.
Методология. Методологической основой статьи являются: системный метод, позволяющий выявить основные элементы внешней среды, определяющие специфику профессиональных ориентаций современного студенчества; метод компаративистики, отражающий особенности карьерных ожиданий российских и китайских студентов.
Результаты. В работе раскрыты поведенческие паттерны, определяющие динамику карьерных ожиданий российских и китайских студентов, сопровождающиеся как положительными, так и отрицательными эффектами в профессиональной самореализации; результаты исследования позволили увидеть различные ориентиры студенческой молодежи двух стран при осуществлении профессионального выбора, являющихся не только представителями нового поколения, но и представителями двух разных цивилизаций ‒ восточной и западной.
Выводы. Для студентов китайских вузов в целом результаты показывают, что шесть самых высоких карьерных ожиданий включают: равенство возможностей и честную конкуренцию; высокий доход; предоставление медицинского обслуживания, пенсионного и жилищного фонда; хорошие льготы; удовлетворение хобби и интересов; возможность использовать свои таланты. Для российских студентов преобладают выборы стабильного места работы, а также они проявляют высокий интерес к руководящей деятельности, возможности организовывать работу других людей, иметь высокий социальный статус.
ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ЧЕЛОВЕКА
Актуальность. Сегодня мейнстримом является направленность на интеграцию всего общества, всех его институтов для достижения процесса стабильного постоянного роста, вернее, опережающего развития, а вопросы управления социальным аспектом жизнедеятельности являются одними из наиболее сложных, противоречивых. Социальное управление на сегодняшний день выступает в роли регулятора общественной жизни, признанного на государственном уровне. Одним из основных показателей, определяющих жизнедеятельность человека и общества, является качество жизни, однако при его оценке внимание акцентируется не на социальных, а на экономических показателях. В связи с этим характеризация социального аспекта качества жизни является целесообразным и актуальным направлением исследований современной философии и методологии науки.
Цель ‒ обосновать первостепенность социального аспекта качества жизни в ракурсе не только оценки качества жизни, но и общественного развития в целом.
Задачи. Для реализации поставленной цели релевантно решить следующие задачи: проанализировать социальное управление в философско-методологическом ракурсе; оценить текущие тенденции социального управления и в первую очередь опережающее развитие; рассмотреть существующие модели и подходы развертывания качества жизни в сфере социального управления; сформировать концептуальную модель социоориентированного квалитативизма.
Методология. Для реализации цели авторы обращаются к классическим моделям (пирамидам) качества жизни и законодательству Российской Федерации в области опережающего развития.
Результаты. В статье представлена авторская концепция социоориентированного квалитативизма, ключевым понятием которого является социальное качество жизни.
Выводы. По итогам исследования авторы аргументируют тезис о том, что достижение высокого социального качества жизни как маркера социального управления может быть обусловлено триединством направлений развития: качеств человека, качества социального интеллекта и качества образования. В связи с этим основными элементами концептуальной модели социоориентированного квалитативизма являются именно данные направления развития, в центре которых духовное развитие человека и общества.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Актуальность. Для предотвращения и устранения таких вызовов современности, как пандемии, локальные войны, техногенные катастрофы, необходимо ускоренное внедрение цифровых технологий в процессы государственного управления. Это формирует потребность в развитии цифровых компетенций российских государственных гражданских служащих. Исследование данной темы в научных публикациях носит лимитированный и фрагментарный характер. Существует запрос на разработку научно-фундированных и практически применимых моделей развития цифровых компетенций современных государственных служащих.
Цель ‒ теоретико-прикладное исследование текущего состояния цифровых компетенций российских государственных гражданских служащих.
Задачи: раскрыть теоретические аспекты цифровых компетенций российских государственных гражданских служащих (их определения, модели); провести в формате профессионального самотестирования исследование, направленное на установление уровня освоения / неосвоения цифровых компетенций российскими государственными гражданскими служащими; дать рекомендации по совершенствованию цифровых компетенций.
Методология. В процессе исследования использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, идеализация, аналогия, формализация, моделирование; специальные методы исследования: традиционный анализ документов по теме цифровых компетенций государственных служащих, самотестирование российских государственных гражданских служащих, а также системный подход и оценка нормативно-правовой базы в области компетенций на государственной службе Российской Федерации.
Результаты. На базе данных самотестирования госслужащих выявлено, что российские государственные гражданские служащие обладают определенным базовым набором компетенций в области информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), но не владеют цифровыми компетенциями, ориентированными на разработку и внедрение современных «сквозных» цифровых технологий в государственную сферу.
Выводы. Для усиления цифровой подготовленности государственных служащих требуются разработки единых для всех госслужащих механизмов, алгоритмов, технологий формирования и развития цифровых компетенций. Госслужащие смогут ориентироваться и составлять определённые пути совершенствования своего личностного-профессионального и должностного уровня с помощью мероприятий практико-ориентированного характера, направленных на адаптацию к условиям цифровой трансформации государственного управления.
Актуальность. В целях укрепления экономики и снижения зависимости от импорта в условиях санкций государство принимает меры поддержки отечественных производителей, деятельность которых связана с импортозамещением. В этой связи создание, развитие и оказание государственных мер поддержки особым экономическим зонам приведёт к развитию отечественного производства, что поспособствует росту региональной экономики, созданию рабочих мест, повышению уровня жизни и переходу к опережающему развитию.
Целями исследования являются оценка мер государственных поддержки резидентов ОЭЗ, исследование этапов их развития, разработка рекомендаций по совершенствованию политики регулирования в данной области, обоснование перспективных направлений функционирования ОЭЗ на основе оценки существующих.
Задачи: выделить и охарактеризовать типы ОЭЗ в Российской Федерации; обозначить критерии создания ОЭЗ; провести экономико-статистическую оценку результатов их функционирования; обосновать рекомендации для совершенствования государственной политики регулирования в данной области.
Методология. Для достижения поставленных целей исследования автором в представленной работе использовались общенаучные методы, обобщение научной практики, экономико-статистический анализ, синтез, дедукция, индукция.
Результаты. В ходе проведения исследования автором были рассмотрены основные государственные меры поддержки, предоставляемые государством резидентам ОЭЗ, дана оценка налоговым льготам, проанализированы нормативно-правовая база и критерии создания ОЭЗ в России.
Выводы. Главным инструментом поддержки ОЭЗ является предоставление их резидентам льгот. Это преимущество делает ОЭЗ привлекательными площадками для предпринимателей, что позволяет им повышать конкурентоспособность, увеличивать прибыль, создавать рабочие места и наращивать объемы производства. Нормативно-правовая база ОЭЗ продолжает совершенствоваться и дополняться, в том числе благодаря нарастающей практике функционирования ОЭЗ в России. Статистика показывает, что ОЭЗ развиваются и становятся эффективными рычагами развития региональной экономики для обеспечения перехода к опережающему развитию.
РЕЦЕНЗИИ
Актуальность. Проблема понимания сущности человека как сложной целостной системы с устойчивыми характеристиками и неисчерпаемым адаптационным потенциалом, помогающим человеку не только подстраиваться под изменяющийся мир, но и конструировать, творить его, неизменно интересует философов нескольких поколений. При значительном количестве работ по этой теме феномен человека открывается все новыми гранями.
Целью статьи является рецензирование коллективной монографии «Человек как открытая целостность».
Задачи: привлечь внимание философской общественности к актуальным проблемам философии человека в цифровую эпоху; показать полифоничность точек зрения авторов, складывающихся в целостную концепцию прокреации как определяющей характеристики человека.
Методология. В статье применяется трансдисциплинарный подход, как нельзя лучше подходящий для изучения такого полиаспектного объекта, как человек, позволяет расширить привычные ракурсы, выйти за границы известных дисциплинарных теоретических конструктов. Авторы используют метод критического анализа для осмысления основных идей книги.
Результаты. В ряду публикаций последних лет по антропологии сборник научных статей «Человек как открытая целостность» выделяется дискуссионным характером, свободным живым диалогом авторов, размышляющих о прокреации как сущностной характеристике и спасительной способности человечества в нынешний критический период. Понятие прокреации в сборнике разворачивается как бы на двух уровнях, как творческое порождение, моделирование в широком толковании и как процесс деторождения в естественном и искусственном мирах – в узком.
Выводы. Рассуждения авторов выстраиваются в различных онтологических парадигмах, но в итоге создается представление о парадоксальной природе человека, постигаемой противоречивыми, но взаимодополнительными конфигураторами внешнего и внутреннего миров человека как сложного объекта, о процессах формирования и снятия рисков, адаптации и преадаптации человека к новой цифровой реальности, о необходимости кросс-парадигмального коммуникативного подхода в понимании человека как открытой целостности и о многих других философско-антропологических проблемах.