Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск
Том 12, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

10-21 215
Аннотация

   Актуальность. В настоящее время управление проектами применяется в любых отраслях жизнедеятельности человека, начиная от аэрокосмических проектов или строительства и заканчивая образованием и здравоохранением. Развитие направления управления проектами в интернет-пространстве сегодня обусловлено рядом факторов, среди которых увеличение числа пользователей, интенсивности использования интернета, степени доверия к информации, расположенной в глобальной сети. Большинство пользователей зарегистрированы в социальных сетях, все чаще используют мобильные средства для доступа в Интернет. Для установления контакта с целевой аудиторией, формирования позитивного имиджа компании активно используют инструменты продвижения проектов в интернет-пространстве. Интернет-проект – это неизбежная составляющая деятельности большинства компаний, что связано с внедрением цифровой экономики в традиционную бизнес-среду.
   Цель исследования состоит в систематизации методов и инструментов, а также определения последовательности их использования для выбора и реализации проектов на торговых интернет-площадках.
   Задачи: обосновать актуальность проектного управления в цифровой экономике, обобщить методы управления проектами на торговых интернет-площадках; выявить особенности и применить методы выбора и реализации проектов в интернет-пространстве; определить приоритетное направление цифровой трансформации проектного управления.
   Методология. В процессе исследования были использованы общенаучные методы логического и статистического анализа, качественный и количественный анализ, а также методы сравнительно-сопоставительного анализа, метод систематизации, описательный метод.
   Результаты. Выявлены особенности этапов управления проектами на торговых интернет-площадках; систематизированы инструменты управления проектами на торговых интернет-площадках – выбор, ниши, схемы работы с торговой площадкой (FBO или FBS), а также инструментов продвижения проекта в сети Интернет (внутренняя реклама; внешняя реклама; CEO оптимизация; инфлюенсеры).
   Выводы. Практическое применение инструментов управления проектами на торговых интернет-площадках дает возможность выявить приоритетное направление цифровой трансформации системы проектного управления в компании, последовательная реализация которых позволит эффективно реализовать интернет-проекты.

22-32 388
Аннотация

   Актуальность. Ключевым понятием в корпоративном управлении является подотчетность, которая устанавливает связь между корпоративным управлением и корпоративной отчетностью, обеспечивающей информацией заинтересованные стороны, тем самым уменьшая информационную асимметрию, возникающую в результате агентской проблемы. Перспективной моделью корпоративной отчетности является интегрированная отчетность, переход на формирование которой предполагает внедрение интегрированного мышления – новой философии управления.
   Цель исследования состоит в определении роли интегрированного мышления как новой философии корпоративного управления и основы интегрированной отчетности.
   Задачи: исследование принципов интегрированного мышления; выявление мотивов внедрения интегрированного мышления; определение потенциальных выгод от внедрения интегрированного мышления в корпоративную практику.
   Методология. Методологической основой исследования стали концепции интегрированной отчетности и интегрированного мышления; применены общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, системный подход.
   Результаты. В работе аргументированы причины, обусловившие интерес к пониманию интегрированного мышления; дано понятие данного термина в концепции интегрированной отчетности; рассмотрена целевая направленность принципов интегрированного мышления для различных уровней корпоративного управления. На основе анализа кейсов участников рабочей группы по интегрированному мышлению и стратегии Фонда отчетности о ценности сформулированы возможные побудительные мотивы принятия новой управленческой концепции, обобщены потенциальные выгоды от внедрения интегрированного мышления в практику корпоративного управления. Предложен комплекс мероприятий по постепенному переходу к интегрированному мышлению.
   Выводы. Сделан вывод о том, что интегрированное мышление – непрерывно эволюционирующий процесс, оцениваемый с помощью интегрированной отчетности, направленный на устранение внутренних барьеров и требующий эффективного управления, культуры, подотчетности и прозрачности.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

33-42 166
Аннотация

   Актуальность. В современных реалиях эффективное и своевременное координирование и управление строительной подсистемой региона становятся все более значимыми и приобретают новые горизонты. Появляется необходимость в корректировки и дополнении имеющихся методик оценки эффективности управления строительной подсистемой региона, призванных расширить спектр показателей и тем самым уточнить полученный результат. Уточнение методик оценки позволит прогнозировать развитие строительной подсистемы, даст возможность грамотного и своевременно ее скоординировать, снизит возможные кризисные влияния и позволит получить более быстрые и качественные результаты процессов, функционирующих в данной подсистеме, что приведет к улучшению экономического, политического и социального состояния как регионов, так и страны в целом. 
   Цель проведение анализа показателей, необходимых для включения в состав оценки эффективности строительной подсистемы, выбор и обоснование показателей, характеризующих строительную подсистему региона, выявление показателей, необходимых для включения в методику оценки. 
   Задачи: исследование имеющихся методик оценки эффективности управления строительной подсистемой региона; изучение взаимосвязи и взаимодействия показателей оценки эффективности управления строительной подсистемой региона; обоснование и предложение дополнительных параметров для проведения оценки эффективности управления строительной подсистемой региона.       

    Методология.  Для проведения данного исследования были применены методологические аспекты системного подхода, логического и экономического анализа, дедукции. 
   Результаты. Проанализирована динамика выбранных показателей деятельности строительной подсистемы региона за изучаемый временной период, выявлены закономерности и особенности. Проведенное исследование позволило обосновать внесение дополнительных показателей в методику оценки эффективности управления строительной подсистемой региона. 
   Выводы. Предложена корректировка методики оценки эффективности управления строительной подсистемой региона путем расчета дополнительных показателей. Представлены положительные результаты расширения методики оценки эффективности управления строительной подсистемой региона.

43-59 123
Аннотация

   Актуальность.  Для успешного регионального развития даже в условиях существенных
ограничений, масштабных кризисных процессов важно максимально использовать внутренние ресурсы территории, не отказываясь и от пополнения извне. В связи с этим особую актуальность приобретает
вопрос увеличения привлекательности региона.
   Цель предложить вариант проектирования социальных технологий увеличения привлекательности региона (на примере Сахалинской области).
   Задачи: уточнить понятие привлекательности региона; обобщить опыт изучения региональной
привлекательности; сформулировать рекомендации по управлению привлекательностью (на примере
Сахалинской области).
   Методология. Основой исследования стала теория социальной структурации Э. Гидденса.
   Результаты: сформулировано уточненное понятие о региональной привлекательности и
управлении ею; выявлены основные этапы разработки комплекса мер для повышения привлекательности региона; сформулированы рекомендации по повышению привлекательности Сахалинской области.
   Выводы. Привлекательность региона – сложное понятие, обычно его анализ ведется по видам (для
инвесторов, предпринимателей, туристов, мигрантов). В то же время можно говорить о комплексной (интегральной) привлекательности и соответственно подходить к возможностям управлять этим явлением. Основой для разработки соответствующих рекомендаций могут быть идеи, связанные с теорией структурации. Социальное пространство, частью которого является регион, может быть представлено как сочетание элементов: поля, места-позиции (с ресурсами), публичных арен (с нормам и правилами), акторов (с интересами, паттернами). Проектирование политики повышения
привлекательности региона может осуществляться поэтапно: диагностика ситуации (выявление
основных категорий дефицитных акторов); выявление внутренних резервов; определение необходимого количества акторов дефицитных категорий; выявление интересов, паттернов целевых акторов; подбор мер повышения привлекательности региона. Для Сахалинской области наиболее важным представляется упор не столько на привлечение населения извне, сколько удержание собственных жителей. Необходимо с помощью современных социальных технологий (например, «социальных мастерских») выявить минимально необходимое количество акторов с компетенциями коммуникаторов, «социализаторов», способных способствовать росту привлекательности региона. Требуются также меры по созданию и развитию публичных арен с нужным функционалом, коррекция норм-правил. 

60-72 218
Аннотация

   Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и оценки изменений в уровне благосостояния населения под влиянием пандемии COVID-19.
   Цель исследования состоит в проведении анализа факторов благосостояния населения российских регионов в период пандемии COVID-19, а также в обосновании направлений государственной политики, обеспечивающих поддержание благосостояния и укрепление экономической безопасности регионов.
   Задачи исследования включают проведение оценки изменений показателей благосостояния населения в регионах РФ, анализа их влияния на состояние экономической безопасности территорий в период пандемии, а также определение мер государственной политики для поддержания уровня благосостояния населения.
   Методология. Методы исследования: метод сравнительного анализа; метод экономико-статистического анализа; графический метод; метод систематизации; системный подход.
   Результаты. Авторами выявлено снижение денежных доходов населения и изменение их структуры в результате пандемии, а также увеличение социальных расходов государства. Доказано, что в результате пандемии произошло повышение социальной напряженности и снижение уровня экономической безопасности в большинстве регионов России. В статье приведены обоснования целесообразности реализации комплекса мер государственной поддержки, направленных на устранение возникающих угроз экономической безопасности российских регионов. Научная новизна исследования состоит в выявлении динамики изменения показателей благосостояния населения в регионах РФ, оценке их влияния на состояние экономической безопасности территорий в результате воздействия пандемического кризиса, а также в определении направлений реализации государственной политики, обеспечивающей поддержание уровня благосостояния населения регионов России в постковидной перспективе и укрепление их экономической безопасности.
   Выводы. Исследование позволило привести доказательства преимущественно негативного воздействия пандемии на благосостояние населения российских регионов, а также актуализацию проблем обеспечения их экономической безопасности на этапе постковидного восстановления. В статье приводится комплекс мер государственной политики, направленных на поддержание уровня благосостояния населения и укрепление экономической безопасности регионов в постковидной перспективе.

73-84 308
Аннотация

   Актуальность. Актуальные тенденции развития российской промышленности требуют адаптации цифровых технологий, оказывающих определяющее влияние на темпы интенсификации инновационных процессов и конкурентных характеристик продукции, обеспечивающих необходимый уровень экономики страны. Актуальность данной темы обусловлена тем, что российская промышленность определяет вектор технологического развития материального производства и сферы услуг, способствуя трансляции разработок и инноваций в социально-экономические сферы жизнедеятельности. Осуществляется выполнение поставленных государственных задач обеспечения конкурентоспособности российской промышленной продукции на отечественных и глобальных рынках. Отдельные российские регионы обладают высоким промышленным потенциалом, развитие которого предполагает принятие решений по цифровизации производства.
   Целью написания статьи является разработка модели развития промышленности в цифровой среде на основе исследования регионального опыта технологической модернизации отрасли.
   Задачи: выявить основные проблемы развития цифровизации отрасли промышленности Тюменской области; определить пути их решения; выявить ключевые направления влияния цифровой среды на профильные предприятия на основе анализа научно-теоретических подходов о роли цифровых технологий в развитии промышленного производства.
   Методология. Исследование проведено на основе статистических показателей цифровизации промышленного производства Тюменской области. Основными методами стали системный и ситуационный подходы, социально-экономическое моделирование.
   Результаты: систематизированы научно-теоретические подходы в сфере оценки влияния цифровых технологий на промышленность; исследован региональный опыт Тюменской области по цифровизации промышленного производства; определены основные тенденции и ограничения устойчивого трансформационного процесса цифровизации производства и управления отрасли.
   Выводы. Крупные промышленные комплексы обладают наибольшим инновационным потенциалом адаптации и развития цифровых технологий, оптимизации ресурсного потенциала и концентрации производственной мощности в специфических территориальных условиях. Цифровые решения и технологии обеспечивают сокращение затрат, совершенствование технологических процессов, повышают качество промышленной продукции, снижают количество риска человеческого фактора в ошибках и увеличивают объемы производства.

85-96 207
Аннотация

   Актуальность. Региональная информационная инфраструктура является фактором устойчивости социальной и информационной структуры региона, влияя на общественное сознание и инновационную активность через наполнения телеконтента, формы передачи информации и технологии телесмотрения. В эпоху цифровой трансформации требуется пересмотр технологии управления инновационным развитием телеиндустрии. 
   Цель – предложить новые подходы к развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона на основе управления инновациями в телеиндустрии. 
   Задачи: определить место и роль телеиндустрии в региональной информационной инфраструктуре; провести анализ и выявить тенденции инновационного развития сектора контента и СМИ в национальной экономике; выявить актуальные направления разработки и внедрения новых подходов, способов, методов и инструментов управления инновациями в телевизионной индустрии; представить подход к оценке эффективности управления инновациями в телеиндустрии и результаты его апробации в отдельном регионе. 
   Методология исследования включает сочетание системного и жизнедеятельностного подходов, общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, индукции и дедукции, методы абстрагирования, аналитического и прогностического моделирования, эмпирические методы: интервьюирования, наблюдения, экспертных оценок, анализа телеконтента. 
   Результаты. Управление инновациями в телеинтустрии в статье рассматривается в контексте регионального развития, с учетом специфической роли информационно-телекоммуникационной инфраструктуры экономики региона. Механизм управления инновациями в телеиндустрии и методика оценки его эффективности представлены с позиции жизнедеятельностного подхода, что позволяет учитывать особенности процесса воздействия друг на друга человека и среды его обитания, представлять и фиксировать состав, структуру и динамику социально-экономической системы, на которую направлено управленческое воздействие, ее природосообразность, уровень сложности, устойчивость и целенаправленность процессов. 
   Вывод. Проведенное исследование позволило предложить актуальные направления управления инновациям в телеиндустрии, дать оценку эффективности управления инновациями в телекомпаниях региона и выявить резервы роста эффективности в отдельных жизнедеятельностных переходах управленческих циклов.

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ

97-110 230
Аннотация

   Актуальность. Повышение качества жизни населения региона или страны в целом напрямую зависит от уровня состояния социальной и экономической инфраструктуры. В стратегии социально-экономического развития Курской области вопрос совершенствования человеческого капитала выделяют в качестве одного из приоритетных направлений. Сельское хозяйство на протяжении многих лет является основой любой хозяйственной деятельности, обеспечивая экономическую и продовольственную безопасность. Человеческий капитал в данном аспекте определяется совершенно новыми критериями и характеристиками.
   Целью ‒ определить условия формирования и направления развития человеческого капитала в сельском хозяйстве региона.
   Задачи: провести анализ социально-экономической инфраструктуры Курской области с точки зрения формирования человеческого капитала, ее трудовой и научно-образовательный потенциал; выявить факторы социально-экономической инфраструктуры, влияющие на его формирование с учетом особенностей сельскохозяйственного производства
   Методология. Методическую основу исследования составили методы анализа статистических данных, а также методы сравнения и обобщения.
   Результаты исследования представлены в виде анализа условий формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве региона.
   Выводы. Условиями социально-экономической инфраструктуры для формирования и развития человеческого капитала в аграрной сфере региона являются: уровень кадрового обеспечения аграрной сферы, в том числе обеспечение образовательными учреждениями в сфере подготовки кадров по программам аграрного профиля; функционирование дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельской местности; уровень заработной платы работников сельхозорганизаций; уровень социально-бытовых условий и благоустройства жилищного фонда в сельской местности; уровень культурно-досуговой инфраструктуры села; состояние системы здравоохранения в сельской местности; инновационно-инвестиционный климат развития отраслей сельского хозяйства региона.

111-120 129
Аннотация

   Актуальность. Статья посвящена исследованию тенденций цифровой трансформации ведущих отраслей экономики, в частности транспортной отрасли, которой отведена решающая роль в формировании и развитии цифровой экономики и укреплении позиций страны в мировом технологическом лидерстве. В основу исследования положены данные официальных источников, характеризующих современные тренды и уровень цифровой трансформации транспортной отрасли, на основе которых проведен анализ и дана оценка текущему состоянию развития отрасли в аспекте использования и внедрения цифровых технологий, определены наиболее перспективные направления в цифровом развитии транспортной отрасли в России и в мире.
   Целью исследования выступает выявление тенденций цифровой трансформации строительной отрасли в России и мире.
   Задачи: дать оценку текущей ситуации уровня цифровизации отраслей экономики; определить возможности и угрозы развития строительной отрасли на современном этапе.
   Методология. Исследование основывается на общенаучной методологии обзора литературных источников, системного и логического анализа, методов сбора данных, индукции, описания и обработки результатов исследования.
   Результаты. Обозначены факторы отраслевой специфики цифровой трансформации, которые формируют особенности и приоритетные направления национальной стратегии развития цифровой экономики страны. Отмечены проблемы дифференциации отраслей в уровне цифровизации, что является проблемой для внедрения и развития цифровых технологий в экономической и социальной сферах.
   Выводы. Эффективные решения в данной области должны предполагать формирование, соответствующее требованиям мировой цифровой инфраструктуры, комплексных мер государственной поддержки и регулирования рынка данных, что даст возможность повысить уровень технологического развития всех отраслей, в том числе и уменьшить технологический разрыв между ними.

121-135 196
Аннотация

   Актуальность исследования обусловлена тем, что использование информации, отражающей реальную ситуацию с предложениями на рынке труда и уровнем заработной платы, позволяет организациям определять предложение при поиске и приеме на работу высококвалифицированного специалиста по охране труда.
   Цель ‒ изучить текущее состояние и тенденции изменения уровня заработной платы специалистов по охране труда на региональном рынке труда.
   Задачи: исследование минимального, среднего, максимального уровня заработной платы специалистов по охране труда; анализ динамики оплаты труда по конкретной должности; анализ спроса и предложения (сравнительный анализ заработных плат по вакансиям и резюме соискателей) конкретного сегмента регионального рынка труда; определение диапазона оптимальных совпадений предложений работодателей и запросов кандидатов.
   Методология. Методологической основой исследования является процессный подход как наиболее адекватно отражающий структуру рынка труда в виде логически связанных, повторяющихся действий на рынке труда: прием на работу, оплата труда, обучение и ротация персонала и т. д. Материалом исследования послужили статистические данные социально-экономической статистики, опубликованные в ежемесячных и ежегодных обзорах, специальная статистика средней заработной платы в регионах по отдельным профессиям и сферам деятельности.
   Результаты. Анализ показывает, что наблюдается положительная тенденция роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы специалиста по охране труда в абсолютном выражении, но ее уровень ниже по сравнению со средней заработной платой работников по всему спектру организаций в экономике Курской области в целом и ниже уровня средней заработной платы инженера в производстве.
   Вывод. Чтобы с высокой гарантией обеспечить значительную мотивацию специалиста по охране труда в Курской области к качественному выполнению своих функциональных задач, уровень заработной платы на этой должности должен соответствовать уровню средней заработной платы инженера на производстве.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

136-146 489
Аннотация

   Актуальность. В настоящее время вузы нашей страны предоставляют аналогичные образовательные услуги, регламентируемые государственными образовательными стандартами, поэтому особое значение приобретает положительный имидж образовательной организации, способствующий увеличению лояльности потребителей и формирующий уникальность вуза. Имидж и репутация вуза становятся основополагающими факторами при выборе места учебы. Событийный маркетинг, основанный на подходах маркетинга, рекламы, PR, разнообразных цифровых технологий, способен укреплять внутренние коммуникации, продвигать услуги на рынок, влиять на размер нематериальных активов вуза.
   Цель – проанализировать специальные мероприятия, способствующие формированию позитивного имиджа вуза.
   Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: изучить возможности событийного маркетинга и его влияние на формирование позитивного имиджа за счет установления эмоциональной связи с целевой аудиторией; обосновать необходимость разработки карты событий вуза для укрепления корпоративной культуры; проанализировать специальные события ТГУ им. Державина.
   Методология. Для раскрытия сущности формирования имиджа вуза при помощи событийного маркетинга использовались методы обобщения, сравнения, метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы.
   Результаты. В статье рассмотрены специальные события вуза, в основу которых положены не только знания в области массовых и корпоративных коммуникаций, но и формирование на основе проведения коммуникационного аудита. Анализируемые мероприятия были разделены на категории.
   Выводы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что использование событийного маркетинга способствует созданию позитивного имиджа, укреплению корпоративной культуры, продвижению услуг, увеличению нематериальных активов, а также повышению вовлеченности студентов в образовательный процесс.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

147-157 120
Аннотация

   Актуальность. Развитие Интернета обеспечило значительные изменения в производственной и управленческой деятельности организаций. Проблема оценки достигнутого уровня использования организациями глобальных сетей, а также прогнозирования развития высокоскоростного Интернета представляет значительный интерес и является актуальной. При этом важное значение имеет возможность передачи и приема данных на основе современных информационных технологий.
   Цель ‒ оценка показателей, характеризующих скорость доступа к сети Интернет организациями, расположенными в разных регионах России на основе разработки экономических моделей. Статья направлена на получение определенного эмпирического и методологического вклада в знания об уровне применения высокоскоростного Интернета в деятельности организаций, а также прогнозирования его развития.
   Задачи. В процессе исследования были решены задачи разработки методики оценки скорости Интернета в регионах России, сбора и обработки информации по итогам опроса руководителей организаций о скорости доступа к Интернету в их регионах, разработка моделей, аппроксимирующих собранные эмпирические данные, определение средних по регионам значений сложившихся скоростей Интернета по группам предприятий.
   Методология. Исследование базировалось на авторском методическом подходе к разработке экономико-математических моделей с использованием функций плотности нормального распределения. В качестве исходных эмпирических данных рассматривались итоги опросов представителей российских организаций, приведенные в официальной информация Росстата за 2020 г.
   Результаты. Были исследованы четыре показателя, описывающие сложившийся уровень скорости доступа организаций к сетям Интернет. При этом на основе итогов опроса руководителей организаций было оценено распределение по регионам сложившихся скоростей доступа к Интернету по четырем группам скоростей: менее 2 Мбит/с, от 2 до 30 Мбит/с, от 30,1 до 100 Мбит/с, выше 100 Мбит/с.
   Выводы. Полученные оригинальные результаты обладают научной новизной, поскольку обоснована и реализована методика оценки сложившихся в российских регионах значений показателей, описывающих скорость передачи информации в глобальных сетях, которые используются организациями; показано, что в 2020 г. средняя доля организаций, которые использовали Интернет со скоростью менее 2 Мбит/с, составила 19,4%. Средняя доля организаций со скоростью Интернета от 2,0 Мбит/с до 30,0 Мбит/с, составила 39,7%, а от 30,1 Мбит/с до 100,0 Мбит/с ‒ 28,4%.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

158-169 198
Аннотация

   Актуальность. Низкий уровень пенсий является одним из самых главных факторов бедности российских пенсионеров и причиной, по которой пенсионная система России находится в состоянии перманентного реформирования с 2002 г. по н. в. В современных условиях пенсионная система столкнулась с экстраординарными рисками, для решения которых может потребоваться комплекс специальных мер государственного финансового регулирования.
   Целью работы является разработка рекомендаций в области повышения доходов старшего поколения в условиях структурной трансформации российской экономики.
   Задачи: проанализировать условия формирования доходов российских пенсионеров и тенденции реформирования пенсионной системы в современной России; провести анализ структуры и динамики изменения доходов российских пенсионеров и сопоставить их изменение с ключевыми показателями стратегии развития пенсионной системы России; предложить направления государственного финансового регулирования доходов пенсионеров в текущих условиях с учетом российского опыта их индексации.
   Методология. В исследовании использовались методы анализа и синтеза научных трудов, методы анализа структуры и динамики данных Росстата об уровне доходов российских пенсионеров.
   Результаты. Современный механизм индексации пенсий позволяет выполнять задачу поддержания минимального уровня пенсионного обеспечения. В периоды кризисов доходы пенсионеров сокращаются и происходит проседание коэффициента замещения заработной платы, что является индикатором снижения уровня пенсионного обеспечения. Восстановление показателей пенсионного обеспечения происходит не ранее двух лет. Одним из основных факторов, оказывающих на это влияние, является более быстрое восстановление заработных плат относительно пенсий.
   Вывод. Предложено рассмотреть пять дополнительных мер государственного финансового регулирования по повышению эффективности пенсионной системы и механизма индексации пенсий, которые можно использовать как отдельно, так в рамках комплексной программы реформирования пенсионной системы.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

170-179 449
Аннотация

   Актуальность. Активное внедрение цифровых технологий в финансовой сфере наиболее ярко проявляется в банковском бизнесе. Финансовый сектор как важнейший сектор экономики всегда апробирует самые прогрессивные решения, поэтому финансовые инновации направлены на обеспечение индивидуального и качественного обслуживания при одновременном снижении затрат, как со стороны банка, так и со стороны клиентов. Применение инновационных технологий позволяет повышать конкурентоспособность банковских продуктов и услуг, а также трансформирует особенности их создания и распространения. Востребованность банковского продукта или услуги основывается на конкурентоспособности, технических инновациях, наличии клиентоориентированности и формирует имидж самого банка. Конкурентные преимущества в банковском секторе в основном обеспечиваются за счет минимизации затрат, дифференциации продуктовой линейки, ориентации на конкретный клиентский сегмент.
   Цель работы ‒ определить особенности внедрения инновационных технологий в деятельность банковского сектора в рамках оценки их конкурентоспособности.
   Задачи: рассмотреть этапы развития банковских инноваций, внедрение новых финансовых технологий; представить ключевые факторы конкурентоспособности в секторе инновационных технологий; привести примеры инновационных банковских продуктов и сформулировать их конкурентные преимущества.
   Методология. В процессе написания статьи использовались такие общенаучные методы, как классификация, группировка, применялись методологический и системный подходы к анализу статистической информации, обзор экспертных оценок, расчет экономических показателей.
   Результаты. Из рассмотренных данных следует, что формирование современной эффективной банковской экосистемы, внедрение всевозможных инновационных технологий в свою деятельность определяют способность банков быть востребованными и клиентоориентированными, а значит, повышают их конкурентоспособность на финансовом рынке.
   Выводы. Использование инновационных технологий играет ключевую роль в развитии конкурентоспособности банковского сектора. Внедрение цифровых технологий влияет на популярность банка среди потребителей и формирует тенденцию к росту конкурентоспособности.

180-190 159
Аннотация

   Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения происходящих изменений в финтехсегменте рынка финансовых услуг в России в период пандемии и выработки инструментария эффективного регулирования.
   Цель исследования состоит в выявлении особенностей функционирования финтехсегмента рынка финансовых услуг и его способностей в преодолении негативного влияния пандемии, а также определении направлений его перспективного развития и соответствующих мер обеспечения.
   Задачи исследования: оценка современного состояния финтехсегмента российского рынка финансовых услуг; анализ воздействия пандемии на рынок финансовых услуг; определение направлений перспективного развития финтехсегмента рынка финансовых услуг.
   Методология. Методы исследования: метод сравнительного анализа; метод экономико-статистического анализа; графический метод; метод систематизации; системный подход.
   Результаты. Научная новизна исследования состоит в формировании комплексного подхода к исследованию структурных особенностей финтехсегмента рынка финансовых услуг в России, раскрытии специфики развития его отдельных элементов в период пандемии, а также в определении перспектив дальнейшего роста. Авторы оценили современное состояние финтехсегмента российского рынка финансовых услуг. В статье проведен анализ воздействия пандемии на рынок финансовых услуг, выявлены негативные и позитивные тренды. Авторы определили направления перспективного развития финтехсегмента рынка финансовых услуг в России, а также сформировали рекомендации по выбору инструментария обеспечения.
   Выводы. Проведено структурирование компонентов финтехсегмента рынка финансовых услуг. Произведена оценка влияния пандемии на каждый структурный элемент финтехсегмента. Сделан вывод о стремительном развитии компонента платежей и переводов в условиях пандемии. Выявлен рост доли финансовых онлайн-услуг в краткосрочном и долгосрочном сегментах рынка в активной фазе пандемии, а также сдержанная динамика рынка в части управления капиталом. Определены направления государственного регулирования соотношения финтехкомпаний и традиционных игроков рынка финансовых услуг.

191-201 131
Аннотация

   Актуальность. Активное развитие безналичных операций с банковскими картами непосредственно зависит от степени зрелости сформированной рыночной инфраструктуры. Отставание прироста числа POS-терминалов, многофункциональных банкоматов и расчетных центров от темпов наращивания эмиссии банковских карт способствует появлению диссонанса в развитии сегмента банковских карт. Важность обеспечения доступности платежных услуг для успешного развития бизнеса коммерческого банка определяет приоритеты создания удаленных каналов обслуживания именно на основе банковских карт. Банковская карта представляет собой точку опоры для развития розничного бизнеса коммерческого банка. При этом привязка интернет-сервисов и мобильных приложений банков к банковской карте способствует не только наращиванию выпуска, но и повышению эффективности их использования.
   Целью исследования является определение особенностей функционирования удаленных каналов обслуживания клиентов при осуществлении операций с банковскими картами.
   Задачи: охарактеризовать операции с банковскими картами; описать риски, возникающие в системе цифровой идентификации; определить мероприятия по развитию удаленных каналов обслуживания клиентов; разработать матрицу стратегических альтернатив банковской деятельности на рынке банковских карт.
   Методология. В исследовании были использованы общенаучные методы: сравнительный анализ, обобщение, индукция. 
   Результаты. В ходе исследования были достигнуты следующие результаты: проведена идентификация и характеристика специфических рисков цифровой трансформации операций с банковскими картами; разработан комплекс мер по оптимизации и повышению эффективности банковских карт с учетом использования удаленных каналов обслуживания клиентов; разработана матрица стратегических альтернатив развития карточного бизнеса банка.
   Выводы. Активное внедрение финансовых технологий и цифровых инноваций в систему банковского обслуживания способствует не только наращиванию количественных показателей операций с банковскими картами, но и повышению их эффективности. Достижение основных параметров результативности операций с банковскими картами обеспечивается перераспределением каналов их осуществления в пользу цифровой среды.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ОБРАЗОВАНИЕ

202-210 430
Аннотация

   Актуальность. Эффективное управление кадрами на рынке труда и развитие современных технологий управления трудовыми ресурсами становятся одними из основных направлений повышения результативности деятельности субъектов экономики России в современных условиях хозяйствования. Совершенствование кадровых технологий позволяет изменить подходы к управлению персоналом в соответствии с современными требованиями и ускорить внедрение управленческих инноваций в реальную практику бизнеса. В процессе стратегического развития актуализируются современные инновационные подходы на современном рынке труда.
   Цель – изучение инновационных кадровых технологий в рамках разработки эффективной системы подбора персонала на современном рынке труда.
   Задачи ‒ исследовать существующие инновационные методы и инновационные персонал-технологии с целью совершенствования процесса управления информационно-цифровой системой обеспечения кадровой политики на рынке труда.
   Методология. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и сравнения. Осуществлялся аналитический метод обработки информации, синтез и дедукция теоретических аспектов понятия инновационные кадровые технологии.
   Результаты: проведено исследование современных кадровых технологий; осуществлены систематизация и анализ существующих инновационных подходов и продуктов в области подбора кадров с целью дальнейшей разработки кадровой политики как многофункциональной системы.
   Выводы. Содержание и роль современных подходов в области кадровых технологий заслуживают особого внимания. Развитие рынка труда требует разработки более совершенных подходов управления трудовыми ресурсами в рассматриваемой сфере. Рекомендована к внедрению смешанная модель кадровой политики, ориентированной на инновационные информационные технологии отбора персонала для построения эффективной системы управления на рынке труда.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

211-223 223
Аннотация

   Актуальность исследования обусловлена текущим состоянием молодежной политики в регионе, проблемами в ее развитии и поиском необходимых путей развития.
   Целью исследования является всесторонний и непредвзятый анализ состояния молодежной политики в Курской области.
   Задачи: изучить специфику молодежной политики в Курской области; дать оценку молодежной политики в регионе; проанализировать наиболее востребованные ее сферы; исследовать информационные каналы молодежной политики; показать ожидаемые результаты молодежной политики в регионе.
   Методология исследования базируется на результатах эмпирического исследования (экспертного опроса), проведенного на территории региона в январе-феврале 2021 г. В качестве экспертов, оценивающих состояние молодежной политики в регионе, выступили представители различных уровней власти, общественных и исследовательских организаций, некоммерческих организаций, преподаватели ведущих курских вузов и лидеры общественного мнения, также использовались традиционные качественные методы для социологических исследований: анализ документов, контент-анализ, статистический анализ.     Результаты исследования выявили растущую потребность в обновлении содержания молодежной политики в регионе, развитии социальной активности и самостоятельности молодежи, поиске различных форм ее реализации, направленных на повышение как социального самочувствия, так и материального благосостояния данной категории жителей Курской области.
   Выводы. Специфика молодежной политики региона обусловлена следующими факторами: сокращением численности молодежи региона, снижением социальной активности данной категории граждан, отсутствием выраженных позитивных лидеров в молодежной среде, надеждой на помощь в решении собственных проблем со стороны органов государственной власти, ростом среди молодежи региона числа мигрантов, рассматривающих Курскую область как место временного проживания или транзитный регион.

224-236 188
Аннотация

   Актуальность. Одной из основных характеристик современного общества является развитие новых медиа как инструмента создания новых коммуникационных каналов для взаимодействия индивидов. В данном случае речь идет о медиасфере как пространстве взаимодействия пользователей социальных сетей.
   Цель. На примере комментирования новостного контента пользователями социальных сетей авторы исследуют медиасферу как пространство их взаимодействия с целью уточнения основных имеющихся в данной области теоретических предпосылок и привлечения новых эмпирических данных.
   Задачи: представить медиасферу как пространство взаимодействия пользователей социальных сетей, формирующуюся, в том числе, за счет комментирования новостного контента; описать тенденции развития медиасферы в данном контексте; охарактеризовать основные линии взаимодействия пользователей социальных сетей при комментировании новостного контента; раскрыть мотивацию вступления во взаимодействие под влиянием разных факторов.
   Методология. В качестве методологической основы исследования выступает концепция медиасферы М. А. Буряк и связанные с ней теории медиадискурса, начиная с Т. Г. Добросклонской; теория новых медиа (Д. Скотт, Л. Сафко) и социальных сетей (Д. Барнс, Т. О`Рейли, С. А. Кравченко). Для решения поставленных задач авторами использовался метод интервьюирования контент-анализа, анализ вторичных данных, методы сравнения и аналогии.
   Результаты. Для современного индивида распространение новостного контента в социальных сетях является наиболее удобным и эффективным способом получения информации в разных возрастных группах. В целом респонденты склонны доверять полученной из социальных сетей информации, однако в зону «риска» здесь попадает неструктурированная информация, содержащая фейки.
   Выводы. Для развития медиасферы как пространства взаимодействия пользователей социальных сетей является актуальным адаптация каждого медиаресурса под отдельный канал коммуникации и появление феномена публичной коммуникации, который выражается в системе символов и знаков (комментарии, «лайки» и т. п.).

237-248 103
Аннотация

   Актуальность. В современном обществе в силу нарастания преступных проявлений в информационно-коммуникационной среде актуальным становится вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности личности.
   Цель – рассмотреть состояние безопасности персональной информации в качестве составляющей информационно-коммуникационной безопасности личности.
   Задачи, решаемые в процессе исследования, следующие: раскрытие содержания понятия безопасности персональной информации как составляющей информационно-коммуникационной безопасности личности; выявление субъективной оценки безопасности жизнедеятельности в информационно-коммуникационной среде цифрового общества и определение роли киберпреступности в нарушении неприкосновенности приватной сферы; рассмотрение направлений обеспечения безопасности персональной информации.
   Методология исследования опирается на концепцию информационно-коммуникационной среды как антропосоциотехнического феномена и на научно-правовую концепцию защиты личных интересов. В работе использованы аналитические методы обработки и интерпретации данных социологических опросов, итоговых отчётов государственных ведомств.

   Результаты. Автором установлено, что безопасность персональной информации следует рассматривать как составляющую информационно-коммуникационной безопасности личности, которая связана с защищённостью информации о человеке от внешних воздействий. Оценка со стороны населения безопасности своей жизнедеятельности в информационно-коммуникационной среде современном общества крайне низкая. Киберпреступность в виде фишинга и социальной инженерии является основой угрозой для частной сферы жизни человека, способной нанести моральный и материальный вред. В борьбе с данным явлением большинство граждан полагаются на себя, на развитие своих навыков обеспечения безопасности персональной информации.
   Выводы. Граждане начинают привыкать осуществлять свою жизнедеятельность в условиях постоянных информационных угроз и рисков, уповая на развитие своих навыков обеспечения безопасности персональной информации. Для начала принятие превентивных мер для обеспечения безопасности данных в сети Интернете, безусловно, является отличным шагом, но при обеспечении конфиденциальности информации исключительно полагаться на технологии нельзя – необходимо развитие социально-психологических инструментов защиты персональной информации.

249-259 131
Аннотация

   Актуальность. Международная обстановка, увеличение многообразия военных конфликтов заставляют Российскую Федерацию поддерживать состояние Вооруженных cил на стабильно высоком уровне боевой готовности, что требует от системы военного образования высококачественной подготовки офицерских кадров, замотивированных на добросовестное исполнение своего военнопрофессионального долга. Важную роль в формировании мотивации военных профессионалов играет среда, внутри которых протекает жизнедеятельность военнослужащих.
   Цель ‒ всесторонний социологический анализ внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности.
   Задачи: уточнение теоретической сущности внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности; изучение организации воздействия на мотивацию курсантов внутренних факторов мотивационной среды; разработка классификации факторов мотивационной среды курсантов; исследование современного состояние организации внутренних факторов мотивационной среды курсантов.
   Методология. Теоретическую основу исследования составили идеи и взгляды известных социологов. Был использован системный подход в рамках структурного-функционализма, осуществлен анализ нормативно-правовой базы, связанной с проблематикой настоящей статьи, приведены эмпирические результаты авторского социологического исследования, подтвержденные вторичным анализом данных других социологических исследований.
   Результаты. Осуществлено теоретическое уточнение внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности, что позволило разработать авторскую классификацию внутренних факторов указанной среды. Вместе с тем эмпирически исследовано современное состояние внутренних факторы, а также выявлены проблемные вопросы.
   Выводы. Внутренние факторы мотивационной среды курсантов следует разделить на факторы-условия и факторы-активы, воздействие которых осуществляется на трех уровнях: институциональный, организационный и групповой. Грамотно выстроенная работа по организации воздействия данных факторов на мотивацию курсантов формирует положительную мотивационную среду, которая способствует обеспечению порядка, высокого уровня институциональной устойчивости военного вуза. В настоящее время среди внутренних факторов наиболее проблемными выступают организация досуга и отдыха курсантов.

ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ЧЕЛОВЕКА

260-270 295
Аннотация

   Актуальность. Цифровое бытие изменяет телесность и пространственность человека. Он становится богаче, дополняя себя новыми идеями и вещами. В противоположность физической реальности цифровая обладает множеством «дверей» и «зеркал», позволяющих перемещаться в пространстве и времени, забывая о настоящих событиях жизни. С одной стороны, человек перестаёт чувствовать себя «на обочине» и общаться с теми, чьи интересы схожи, с другой ‒ физическое нахождение в одиночестве не приравнивается к уединению по той причине, что оно складывается из ощущения непринятия тех, кто находится рядом, или наоборот. Уходя от одиночества, пользуясь гаджетом, человек забывает не только счёт времени, но и себя, не позволяя остаться наедине со своими мыслями. Новые мысли, оценки и убеждения могут быть полезными в том случае, когда есть время на их «переваривание», а это значит, на уединение. Иллюзорность побега от одиночества в интернет-сети не просто увеличивает напряжение в реальности, но препятствует реализации человеком того «Я», которым он себя ощущает, а это возможно, если позволить себе уединиться на некоторое время.
   Целью работы является исследование понятия одиночества и его переживания в двух плоскостях ‒ реальной и виртуальной.
   Задачи исследования: определить феномен одиночества в контексте цифровой среды; провести сравнительный анализ понятий «одиночества» и «уединения»; проследить специфику одиночества в современных реалиях.
   Методология. Методологической основой статьи выступают: исторический метод, отражающий подход к изменению понимания одиночества; метод системного анализа, позволивший обнаружить современные черты одиночества и уединения. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов и социологов, изучающих проблему уединения и одиночества.
   Результаты. В данной работе рассмотрены понятия «одиночество» и «уединение» в контексте цифровой среды. Выявлено отличие «уединения» от «одиночества». Предложенные автором теоретико-методологические контуры могут служить для дальнейшей разработки проблематики одиночества в цифровом пространстве как в общем, так и в прикладном аспектах.
   Выводы. Человеку нужно общение, чтобы чувствовать себя живым. Переписка в чатах накладывает отпечаток на прожитые часы жизни в виде количества новых уведомлений, извлекая личность из реальности. Однако подобный обмен информации скорее деформирует восприятие собственного «Я», поскольку там мы ‒ те, кем хотим быть с помощью дешевых инструментов, в то время как в реальности нужно основательно поработать над тем, чтобы достичь желаемый результат. И если в реальности уединение может стать способом побыть со своими мыслями наедине, то одиночество может обезоружить и без того слабую личность человека.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

271-279 167
Аннотация

   Актуальность. В связи с нарастающей неопределенностью дальнейшего развития экономики России, ожидаемыми кризисными явлениями, невыполнением основных целевых ориентиров Стратегии инновационного развития до 2020 года, назревшей необходимостью импортозамещения органы государственной власти при разработке стратегических планов развития сталкиваются с постоянно меняющимися приоритетами, вследствие чего возникает объективная необходимость анализа тенденций инновационного развития в условиях цифровизации экономики с учетом современных реалий. Актуальность исследования обусловлена отсутствием единой универсальной методики оценки инновационного развития.
   Цель исследования – разработка методического подхода к оценке развития региональной инновационной подсистемы с учетом особенностей цифровой трансформации.
   Задачи: обобщить типовые этапы методических подходов к оценке различных аспектов инновационного развития; выявить недостатки существующих методических подходов; сформулировать теоретико-методические основы оценки развития региональной инновационной подсистемы с учетом особенностей цифровой трансформации экономических отношений.
   Методология. В исследовании были использованы стандартные приемы экономического анализа и синтеза, метод классификации и сравнительного анализа. Кроме того, были применены методы системного и компаративного анализа, позволившие обработать массив информации.
   Результаты. В статье обобщены типовые методические подходы к оценке различных аспектов инновационного развития. Авторами выявлены факторы, обусловливающие отсутствие единого методического подхода к оценке инновационного развития, а также ключевые недостатки существующих методик. В исследовании сформулированы теоретико-методические основы оценки развития региональной инновационной подсистемы с учетом особенностей цифровой трансформации экономических отношений.
   Вывод. Применение разработанного авторами методического подхода позволит осуществлять оценку качества управления инновационным развитием региона, выявлять ключевые проблемные аспекты, реализовывать пути их преодоления, а также наметить приоритетные направления финансирования инновационной деятельности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)